Накануне на Охотном ряду парламентарии пропустили через второе чтение законопроект, позволяющий регионам отказаться от прямых выборов губернаторов. Третье чтение должно состояться 22 марта, однако, нет никаких сомнений, что закон будет принят. Авторы инициативы также рассчитывают, что проект закона будет рассмотрен Советом Федерации уже 27 марта.
В этом случае партии регионального и федерального парламентов смогут предоставить не более трех претендентов на пост губернатора, а президент РФ отберет из общего числа кандидатов три фамилии и вернет урезанный список на рассмотрение местного Заксобрания. Причем на выбор могут быть представлены как однопартийцы, так и представители разных партий. Но чтобы получить губернаторские полномочия, кандидату потребуется набрать более 50% голосов депутатов - в противном случае будет объявлен второй тур, в который попадут уже два лидера списка.
Депутаты не скрывают, что законопроект, фактически нивелирующий вернувшиеся было в Россию всенародные губернаторские выборы, разработан специально для республик Северного Кавказа. По словам одного из его авторов, депутата от ЛДПР Игоря Лебедева, к примеру, если проводить прямые выборы в Дагестане, где представлено около 200 народностей, «это может превратиться в локальную войну».
По словам председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, при подготовке ко второму чтению законопроект о выборах губернаторов приобрел определенные изменения благодаря участию в этом вопросе как экспертов, так и самих парламентариев.
«Хотел бы обратить внимание, что в ряде поправок, в частности, в поправках Сергея Миронова, предлагалось ввести какие-то квалифицирующие признаки, которые позволили бы тому или иному субъекту РФ перейти на иной по сравнению с действующим порядок. При этом мы, члены комитета, при работе над законопроектом исходили из того, что мы не будем вводить какого-либо рода критерии. В данной ситуации мы полагаем, что случаи изменения порядка формирования будут носить единичный характер, и они будут приниматься каждым субъектом Российской Федерации отдельно», - заметил Плигин. При этом депутаты уверены: кроме кавказских национальных республик, все остальные регионы захотят оставить прямые выборы губернаторов.
Напомним, закон о возвращении прямых губернаторских выборов вступил в силу 1 июля 2012 года, и уже в октябре прошли первые после восьмилетнего перерыва прямые выборы глав пяти субъектов РФ. По мнению экспертов, они стали настоящим краш-тестом для «Единой России». В некоторых случаях победа кандидатов-«единороссов» досталась руководству страны, по-прежнему стремящемуся к несгибаемой вертикализации всего и вся, слишком большой ценой. Так, например, в Брянской и Рязанской областях победа действующих губернаторов была достигнута, по сути, в обмен на делегитимацию власти и сохранение внутриэлитных расколов.
По мнению многих политологов, внутренние конфликты переживают многие регионы, одним Северным Кавказом тут не обойтись. Расколу внутри элит во многом способствует и политика Кремля, которая все больше напоминает импровизацию.
«Прежняя модель управления, стержнем которой было назначение губернаторов, и возможность большинства региональных начальников неформально договариваться в Кремле и Белом доме относительно экономических и политических вопросов приказала долго жить, - пояснил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов. - При этом новой модели не предложено. Отсюда и метания центра: то возвращение губернаторских выборов и проведение первых пяти в режиме «ручного управления», то законопроект о фактической реанимации системы назначений».
Эксперты также видят проблему в том, что у руководства страны уже «в крови» не проигрывать ни одной предвыборной кампании. Вероятно, поэтому губернаторов со слишком низким рейтингом будут заблаговременно снимать с должностей. Впрочем, теперь, судя по всему, готовят и второй вариант, при котором провести нужного кандидата можно будет не через «горнило» прямых выборов, а через «более надежные» президентский фильтр и голосование местного Заксобрания. Как видим, руководству регионов предоставлено самим решать, каким путем они получат губернатора. Да и приказа «сверху» еще никто не отменял.