«Прощай немытая Россия…» Я отношусь к первым, но и со вторыми спорить не стану. Действительно, судя по истерике, которая нагнеталась перед конкурсом и достигла своего апогея на 1-м канале перед началом демонстрации «Евровидения», создается впечатление, что кое-кому очень хотелось, чтобы Сердючка спела именно «Russia Goodbye».
Примечательно, что даже когда этого не произошло, комментаторы конкурса не смогли отказать себе в заявлении, что «один раз им все-таки показалось…». А иные журналисты вогнали себя уже в такой раж, что и после конкурса продолжали настаивать, что Сердючка пела «Russia Goodbye». А потому не удивительно, что и многие рядовые слушатели слышали совершенно разные реплики. Сам Данилко неоднократно заявлял, что ничего подобного никогда не пел и просто не понимает, откуда взялась сплетня про «Russia Goodbye».
Кстати, невольно, о том, что в песне Сердючки все же не было ни чего криминального, свидетельствует и то, что скандал с ней практически сразу после конкурса перестал интересовать отечественные СМИ. И то, что уже после конкурса, когда скандал стал ни кому не нужен и выполнил свою роль, те газеты, которые травили Сердючку, наконец, предоставили ей возможность высказаться. Да и спел бы Данилко «Russia Goodbye», что с того?
Многие ни в России, ни на Украине не видят в этом ни какой политической подоплеки, как того, кому-то хотелось бы. Что же касается содержания песни Сердючки, то оно было куда менее скабрезным, чем содержание песни «Серебра». Уже отмечалось, что в российских песнях было и «London Goodbye», и «Прощай Америка».
Можно напомнить и о том, что хитом конца 80-х — начала 90-х была песня группы «Комбинация» «Америкен бой», где пелось — «Москва прощай!». Что-то никто не упрекал «Комбинацию» в антироссийских настроениях. Что уж говорить о вечно живой и актуальной классике: «Прощай немытая Россия…» и далее по тексту. Эти строки, кстати, использовались не так давно грузинами в их информационной войне с Россией, однако это не повредило репутации их автора в России. А потому возникает вопрос, кому же была выгодна вся эта истеричная кампания вокруг Верки Сердючки.
Украинская версия На некоторых украинских Интернет-форумах, авторство фразы «Russia Goodbye» приписывают Наталии Витренко, обозначившейся, кстати, и в эфире 1-го канала. На Украине Витренко и ее блок представляют некую маргинальную часть местного политического спектра, ну, вроде СПС, в «России»: многие знают, но ни кто не голосует. Впрочем, российские политики должны ей симпатизировать, так как Витренко, чуть ли не единственная на Украине, кого из местных политиков наверняка можно назвать настроенной пророссийски. И как считают, некоторые украинские участники дискуссии, Витренко специально затеяла скандал с Сердючкой, дабы напомнить Кремлю о себе, и выбить здесь себе деньги для участия в близящихся на Украине парламентских выборах. Хотя, кроме Витренко, не отказали себе в удовольствии засветиться в скандале и некоторые более маститые украинские и западные антироссийски настроенные политики и СМИ. Украинская версия, конечно, имеет право на существование, однако ближе к истине, пожалуй, будет версия, чисто российская. Не случайно здесь автором скандала считают известного в кругах шоу-бизнеса журналиста одной из московских газет.
Любопытно, кстати, и то, что из всех депутатов российского парламента, как известно болезненно реагирующих на любые националистические выпады в адрес России, на историю с Сердючкой отреагировал лишь один, неоднократно отметившийся в различных, считающихся заказными, «наездах» и, кстати, имеющий непосредственное отношение к изданию, считающемуся зачинщиком скандала. Оговорки по Фрейду О том, что голосование на «Евровидении» определяется политическими, географическими и т.п. симпатиями сказано уже не мало. Однако впервые российская сторона для управления голосованием применила технологии, ранее применявшиеся лишь в политическом пиаре. Причем, не так уж трудно догадаться на кого эти технологии работали. По странному стечению обстоятельств Юрий Аксюта, директор музыкального вещания «Первого канала», комментировавший «Евровидение», по ходу конкурса и голосования раза три обмолвился: «наш Дима Колдун». Странно так же и то, что, представлявшую Россию группу «Серебро», он «нашей» почему-то ни разу не назвал.
Не менее интересно Аксюта рассказывал и о правилах голосования, где, видимо, совершенно случайно в качестве примера SMS-голосования, рассказал, как надо голосовать за Колдуна. Такое ненавязчивое внушение зрителям как надо голосовать понятно. Ни для кого не было секретом, что пластмассовый американизированный Дима Колдун целиком и полностью проект 1-го канала и его «Фабрики звезд». А потому, иной раз создавалось впечатление, что за Колдуна, наши телеактивисты ратуют куда больше, чем за «Серебро». Собственно истерика вокруг Верки Сердючки и нужна была для того, чтобы отнять голоса у Сердючки в пользу Колдуна.
Чудеса голосования В первую очередь за Колдуна должны были проголосовать россияне. И на первый взгляд так и произошло. Россия отдала Украине лишь 8 баллов, тогда как 10 ушли Армении, а 12 Белоруссии. Кто-то порадовался, мол, Сердючка надоела россиянам. Но есть большие сомнения полагать, что телефонное голосование проводилось честно. Благо российские политические технологии давно располагают способами управлять волеизъявлением граждан.
Скажем, у меня дома голосование шло с трех мобильных телефонов. С каждого первые sms-ки были отправлены за Украину, следующие за Болгарию и Румынию. Все они ушли за три-две минуты до окончания голосования на «Евровидении». Однако по «украинским» sms-кам вскоре пришли ответы, что голосование закончено, и голоса не приняты. Это не показалось бы странным, если б двумя часами позже не пришли ответы по «болгарскому» и «румынскому» голосованиям, в которых сообщалось, что голоса подсчитаны. Возникает вопрос, как случилось, что голоса за Украину, отправленные раньше, опоздали?
Безусловно, истерика вокруг Сердючки должна была повлиять и на страны лояльные России. О том, что это действительно могло произойти свидетельствуют, например, голосования Армении, давшей Украине 6, а Белоруссии 10 баллов, и Израиля, который даже России дал только 8, Украине 10, за то Белоруссии 12. С большой долей вероятности можно говорить о том, что Колдун действительно выиграл от истерики вокруг Сердючки, тогда как «Серебро» и сама Сердючка проиграли. Не только Израиль голосовал за «нашего Диму Колдуна», но и Польша, Грузия, Украина, Латвия в пику России и на фоне скандала с Сердючкой, предпочли Колдуна «Серебру». В симпатизирующих России странах Колдун отнимал голоса у Сердючки, в оппозиционных у «Серебра», своим шестым местом, в конечном итоге, обеспечив безусловную победу сербов.
Гей славяне, и прочие турки Итоги «Евровидения»—это не только успешное применение российским шоу-бизнесом политических pr-технологий, но и, как отмечается всеми наблюдателями, «захват» конкурса странами Восточной и Центральной Европы. Уже после полуфинала можно было говорить о том, что «Евровидение» превращается в «Славянский базар». После финала на Западе заговорили о том, что конкурс превратился в конкуренцию бывших республик СССР и Югославии. Плачущей западной Европе теперь мало гарантированных мест для Франции, Испании, Германии и Великобритании, они теперь хотят своего отдельного — западного конкурса… Чтобы победила Турция. Действительно очень европейский выбор. Великобритания, Нидерланды, Германия, Бельгия, и Франция поставили Турции высшие оценки — 12 баллов. Больше высших балов набрала только Сербия. Австрия, Дания, Швейцария поставили туркам 10 баллов, Норвегия и Швеция по 7. Остается лишь удивляться, что Исландия и Финляндия ограничились лишь 3 и 4 баллами соответственно.
Тем временем в России глядя на верхние строчки хит-парада «Евровидения», уже забыв о недоразумениях с Сердючкой, радуются: «Гей славяне!» Впрочем, как раз за российский шоу-бизнес радоваться почему-то не хочется. По-русски на конкурсе частично пели лишь конкурентка 1-го канала Верка Сердючка да румыны. Тогда, как и «Серебро» и Колдун, «заточенные» под западные стандарты, пели на английском, в отличие, кстати, от большинства представителей других славянских стран. Таким образом, и третье место «Серебра» и шестое Колдуна — это, конечно, большое достижение российского шоу-бизнеса, изо всех сил стремящегося пристроиться в хвост американцам и заработать побольше денег. Что же касается успехов славянской культуры и языка, то за этим в Сербию.