Напомним, что одним из основных положений реформы было предоставление государством населению недорогих и качественных услуг при минимуме чиновничьего аппарата.
По словам Нарышкина, либо поменяется Налоговый кодекс, либо должны быть отменены административные сборы. Руководитель аппарата кабмина надеется на то, что после введения изменений граждане будут тратить меньше времени на получение справок, лицензий и других документов.
Но для реализации этих планов правительству надо решить более глобальный вопрос: что вообще могут и не могут делать ведомства, считает Нарышкин. Он предлагает ввести жесткие административные регламенты и требовать четкого следования им. Нужно, чтобы каждый чиновник точно знал, что именно он имеет право сделать, а гражданин и предприятие тоже точно знали бы, что должен делать чиновник, чтобы предоставить ту или иную госуслугу, причины, по которым в услуге можно отказать, - сказал глава аппарата правительства. В 2006-2007 годах правительство запланировало разработать около 500 административных регламентов. В уходящем году удалось разработать 170, в следующем году предстоит прописать вдвое больше.
Сергей Нарышкин убежден, что внедрение административных регламентов оптимизирует административные процессы, к тому же это эффективный инструмент борьбы против коррупции.
Регламент организации работы с налогоплательщиками принят, а в Москве по-прежнему зарегистрировать новую организацию сложно и долго. Как отмечает Взгляд, сейчас почти все сборы законодательно закреплены: регистрация предприятий (2 тыс. рублей), заключение брака (200 рублей), расторжение брака (200 рублей с каждого супруга), 200 рублей развод в судебном порядке, 100 рублей оформление отцовства, 500 рублей стоит изменение имени, справка из архива 50 рублей. Не прописаны, в частности, размер взноса за получение выписки из земельного кадастра или выписка из государственного реестра юридических лиц: Размер оплаты устанавливается ведомством на общефедеральном уровне.
Напомним, что в последние годы правительство в рамках комиссии по административной реформе проанализировало функции федеральных органов исполнительной власти: из 5,5 тыс. функций только 3 тыс. были признаны необходимыми, остальные - избыточными. Однако сокращение функций к повышению качества российского чиновничества, прекращению дублирования ими друг друга, в том числе в регионах, не привело.
За последние десять лет общее количество чиновников увеличилось чуть ли не на полмиллиона - почти до 1,5 млн. человек. Число чиновников в России превышает все мыслимые пределы. Еще при императоре Петре I в России один бюрократ приходился на 2250 жителей. При президенте СССР Горбачеве - один чиновник на 220 жителей. А в 2005 году их уже было 1 на 109 россиян. В 90-х годах прошлого века чиновниками в России числились 1,9% всех работающих. В 2005 году их было уже 4,6%.
По данным Росстата, только в 2005 году их стало больше на 143,5 тыс. по сравнению с 2004-м. В федеральных исполнительных органах власти (без силовых ведомств) работало на начало этого года 593,6 тыс. человек (рост по сравнению с предыдущим годом на 20,6%). Причем подавляющее большинство (560 тыс.) составляют работники территориальных органов исполнительной власти.
Между тем партия, которая причисляет себя к власти - Единая Россия, уже признала, что административная реформа провалена. Об этом недавно заявил один из ее лидеров Борис Грызлов. По его данным, лишь два ведомства справились с задачей сокращения аппарата. Это Госдума, сократившая его на 20%, и МЧС, снизившее количество работающих в центральном аппарате: Мы констатируем: правительство не справилось с административной реформой.