По словам Кудрина, Россия столкнулась с падением нефтяных цен, недостатком доходов и проблемой факторов экономического роста. В годы благополучия российское правительство научилось легко распоряжаться деньгами, но сейчас ни руководство правительства, ни министерства пока не обрели понимание того, что страна перешла в новую реальность, передает ТАСС.
Большим вызовом для России является, во-первых, рост экономики: за последние годы он был в среднем ниже 1%, и к 2020 году он может не превышать 1%. Во-вторых, существует проблема дефицита бюджета, который на данный момент составляет 2,5 трлн рублей. Это настолько высокая величина, что она сопоставима с расходами на оборонную программу и финансирование почти всего образования, продолжил Кудрин. Правительство пока пытается поддерживать дефицит бюджета с помощью резервов, но уже сейчас начинает наращивать внутренние заимствования – это рост долговой нагрузки, который влечет за собой увеличение расходов на обслуживание долга, и в следующие четыре года они могут вырасти на 1% ВВП. То есть дополнительные 700 млрд рублей будут направлять не на инвестиции и решение прочих задач, а на обслуживание долга, резюмировал Кудрин, выступая на конференции «Антимонопольное регулирование в России».
На мероприятии возглавляемый Кудриным ЦСР представил пять основных направлений защиты и развития конкуренции. Первое – интеллектуальное антимонопольное регулирование, предполагающее разработку нового законодательства. Это направление предусматривает управление качеством регуляторных мер на этапах их разработки, принятия, реализации и отмены. Второе – развитие с использованием интеллектуальной деятельности. Оно предусматривает прозрачную регуляторную среду для создания инноваций, которая обеспечит защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности и будет приносить инноватору инновационную ренту.
Третье направление – модернизация регулирования естественных монополий, предполагающая переход на рыночный механизм ценообразования там, где это возможно; и отмену перекрестных субсидий группам потребителей. Четвертое – конкуренция в госзаказах, в том числе и муниципальных, что предполагает упрощение процедуры заказа, исключение сговора и устранение барьеров по выходу на рынок. И пятое направление – региональное, предполагающее создание стимулов для властей по развитию конкуренции на подведомственных им рынках.