Например, сотрудники КСП установили, что на станции метро «ВДНХ» не используются билетные кассы, диспетчерский пункт и пункт охраны. Кроме того, из 26 эскалаторов работает только 11, из 15 пешеходных переходов и мостов отремонтировано всего 5, при том, что бюджетные деньги на все это потрачены полностью. Были зафиксированы и нарушения технологии при перекладывании асфальта. И это только на одной станции метрополитена.
Напомним, что четырехлетняя программа по борьбе с пробками стала одним из самых дорогих столичных проектов. Его общий бюджет был запланирован в размере 2,5 трлн. рублей, правда, Сергей Собянин после своего переизбрания решил его подсократить, по крайней мере, в части дорожного строительства.
Несмотря на астрономические суммы, выделенные на программу из бюджета, в КСП признали, что контролировать освоение денег оказалось весьма затруднительно, так же, как и мониторить ход выполнения работ.
При этом в ведомстве подчеркнули, что контролировать развитие программы оказалось трудно из-за того, что департаменты постоянно на свое усмотрение меняют целевые и финансовые показатели, а мониторинга программы по четкой методике никто не ведет.
По словам аналитика ИХ «Финам» Алексея Захарова, работу департамента, возглавляемого Максимом Ликсутовым, сложно оценить однозначно - слишком уж противоречивы итоги его деятельности.
«С одной стороны, работа министерства стала более открытой, признал Захаров в разговоре с «Веком». - Встал трамвай - через 10 минут мне уже приходит рассылка с указанием адреса происшествия. Это, конечно, плюс, потому что государственные ведомства редко блещут подобной открытостью. С другой стороны, так и не решена насущная проблема паркинга. В центре нагородили платные парковки, а вот вопрос парковок перехватывающих не решен. Ими большинство автомобилистов просто не желает пользоваться, поскольку они тоже платные.
Кроме того, вызывают вопросы перекосы в стратегии развития метрополитена. Все финансирование брошено на прокладку новых веток и открытие новых станций, а старые, которые находятся не в лучшем состоянии, не ремонтируются. Отсюда, мне кажется, и постоянные ЧП в метро, которые в последние годы случаются все чаще. Изношенность подвижного состава, инфраструктуры, нехватка специалистов делают «подземку» опасной».
«Не ремонтируются трамвайные пути, - добавляет экономист Алексей Вязовский. - Мои коллеги делали по ним запрос, и чиновники честно ответили - планы по ремонту трамвайных путей откровенно «проседают», не выполняются в нужном объеме. Не появилось до сих пор низкопольных вагонов, которые москвичам обещали уже давно.
Есть у общественности претензии к Ликсутову и по поводу «Аэроэкспресса», это очень серьезный «прокол» чиновника. Алексей Навальный*** выяснил, что супруга министра имеет прямое отношение к этому монополисту в доставке пассажиров до аэропортов. Абсолютно все юристы видят в этой ситуации конфликт интересов, который просто недопустим для чиновника такого ранга. В любой другой стране было бы обязательно судебное разбирательство, у нас же все молчат. Система работает таким образом, что своих не сдают. Министр обороны Сердюков вышел сухим из воды после всех своих скандалов. В чем же дело? Просто в обмен на лояльность чиновников им прощается все».
Напомним, Фонд борьбы с коррупцией*, которым руководит бывший кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный, обнародовал информацию, выставляющую Ликсутова в очень неприглядном свете. Как утверждает Фонд, чиновник, несмотря на развод с женой Татьяной, гражданкой Эстонии, к которой перешли его зарубежные бизнес-активы, через подставные фирмы продолжает контролировать их, что запрещено законом, принятым Госдумой в прошлом году.
Согласно декларации о доходах Ликсутова, он - один из самых богатых чиновников не только столичной мэрии, но и администрации президента. В 2012 году его доход составил 269,98 млн. рублей. Что касается его супруги, то о ее доходах стало известно после публикаций в эстонской прессе, которая называет Татьяну Ликсутову самой богатой женщиной Эстонии. По данным журналистов, ее состояние оценивается в €103,6 млн., у нее есть ресторан в Таллине и фирма, торгующая эксклюзивной мебелью и светильниками. А после развода она получила акции холдинга Transgroup Invest, через который Ликсутов и продолжает контролировать московские транспортные фирмы, пишет Навальный.
После его разоблачительного поста Ликсутов начал мощную пиар-кампанию по дискредитации оппозиционера, а также главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова****, который распространил информацию в своем Твиттере. Не опровергая сути поста, пиарщики предпочли перейти на личности разоблачителей. «Выглядит все это немного глупо, но вызывает уважение, - пишут они. - Ведь Алексей мог просто написать, что Жора Албуров (сотрудник Фонда борьбы с коррупцией** - ред.) - бездельник, разгильдяй и за свою зарплату вместо того, чтобы работать, выставляет шефа на посмешище, поскольку информация о разводе Ликсутова есть непосредственно на сайте Замоскворецкого суда, ее бы и дурак нашел, если бы искал. А он не бросил своего незадачливого сотрудника, а попытался как-то спасти ситуацию. Молодец Алексей».
Конечно, читать эти вирши весело, однако, вместо них хотелось бы ознакомиться с официальным ответом из мэрии, куда Навальный отправил запрос о том, знает ли господин Собянин о деятельности своего министра транспорта. Насколько нам известно, такого ответа нет, что, говоря молодежным языком, «как бы намекает». Кроме того, хотелось бы услышать и ответ Ликсутова на вопрос, который каждый день вертится на языках тысяч москвичей: когда, в конце концов, на улицах столицы кончится безобразие, которое на литературном языке называется транспортным коллапсом, а на просторечном - лучше и не произносить?