По мнению Никифорова, целесообразно рассмотреть ответные меры РФ в связи с заявлением официальных лиц Франции о возможном отказе от выполнения контракта по «Мистралям».
Министр, в частности, предлагает разорвать договор на проектирование и производство спутника «Экспресс-АМУ2» с французской компанией EADS Astrium, а также приостановить договоры аренды спутниковой емкости с крупнейшим оператором спутниковой связи Eutelsat. Кроме того, министр полагает, что следует запретить государственному предприятию «Космическая связь» (ГПКС) приобретение спутника «Экспресс-АМУ2» у EADS Astrium, которая тоже имеет штаб-квартиру в Париже.
Таким же образом глава Минкомсвязи предлагает поступить и с договорами по аренде компанией Eutelsat принимающей и передающей емкости на российских спутниках «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМУ1» и «Экспресс-АМ22».
Общая сумму договора с Eutelesat оценивается министерством в 658,9 млн. евро. В случае прекращения переговоров и отказа от сотрудничества EADS Astrium получит убытки в размере более 4,8 млрд. рублей.
В пресс-службе Минкомсвязи инициативу руководителя никак не прокомментировали, в московском представительстве EADS Astrium ситуацию также не прокомментировали, а в ГПКС отметили, что данная тема носит непубличный характер и с руководством не обсуждалась.
По словам высокопоставленного источника в Роскосмосе, инициатива Никифорова была обсуждена на заседании военно-промышленной комиссии. При этом, по его словам, большинство участников совещания идею главы Минкомсвязи не поддержало. Идея была раскритикована из-за масштабных штрафов, которыми обернется инициатива Никифорова, поскольку речь идет о разрыве многолетних контрактов со стратегическим партнером. Против расторжения контрактов, в частности, выступил и нынешний руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.
Напомним, согласно условиям контракта, подписанного «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS в июне 2011 года, вертолетоносец «Владивосток» с учетом всех возможных продлений срока должен был поступить в распоряжение Минобороны РФ до 31 января 2015 года. Однако в сентябре прошлого года президент Франции Франсуа Олланд сообщил об отсутствии политических условий для поставок вертолетоносцев. Позже он неоднократно заявлял о том, что «Мистраль» будет передан России только после улучшения ситуации на востоке Украины и пересмотра Москвой политики в отношении Донбасса. В конце декабря российские моряки, которые должны были доставить «Владивосток» к берегам России и прошли во Франции специальное обучение, вернулись домой.
Шансы на то, что Россия получит «Мистрали», по мнению экспертов, крайне низки. В феврале Франсуа Олланд заявил, что Франция по-прежнему не намерена передавать РФ «Мистраль». На саммите глав государств Евросоюза в Брюсселе Олланд пояснил, что, несмотря на достижение в Минске договоренностей о прекращении огня в Донбассе и о постепенной деэскалации конфликта, достаточные условия для поставок кораблей российской стороне по-прежнему отсутствуют.
Вероятность того, что Россия пойдет на обострение ситуации из-за «Мистралей», довольно высока. При этом вряд ли РФ выберет путь, предложенный Никифоровым. Источник в военно-промышленной комиссии считает, что на сегодняшний день вероятность того, что инициативу главы Минкомсвязи поддержат, крайне мала.
Скорее всего, Франции будут предъявлены требования по возмещению полученных на постройку кораблей средств. Москва в качестве предоплаты внесла 1 млрд. евро.
Кроме того, РФ может обратиться в международный суд с требованием компенсации ущерба, поскольку Франция не выполняет контракт по политическим мотивам, что не оговаривалось подписанным сторонами договором, заключенным в рамках военно-технического сотрудничества.
Впрочем, ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва не будет предъявлять Франции претензий в случае непоставки вертолетоносцев. По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, Кремль согласен на получение либо вертолетоносцев, либо внесенных в качестве предоплаты средств.