О грядущем запрете на оборот ламп накаливания мощностью выше 50 Ватт, сообщил журналистам заместитель министра энергетики Антон Инюцын. Он пообещал, что Минэнерго до конца года "проработает этот вопрос". В переводе с бюрократического языка на нормальный это означает, что с нового года эти лампочки исчезнут с прилавков магазинов.
"Законом предусматривается возможность введения подобных ограничений, поэтому мы намерены предлагать правительству дальнейший запрет таких ламп», - объяснил свою позицию Инюцын. В России уже действует запрет на производство и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт, а понижение планки до 50 Вт чиновник обосновал снижением стоимости энергосберегающих ламп. Производственные мощности по производству ламп накаливания увеличились, в результате чего, по данным замминистра, доля светодиодных ламп за последние пять лет выросла с 2% до 28%. Тем не менее, чиновник признает, что все новые требования и запреты ложатся дополнительным бременем на бюджеты российских граждан. В Индии, по его словам, сберегающие лампочки продаются по полтора-два доллара, в России они стоят в два раза дороже - около $3,5.
По данным Минэнерго, светодиодная лампочка в девять раз экономичнее лампочки накаливания при равном световом потоке. В 2014 году в России было продано 800 млн лампочек, из них 420 млн - лампочек накаливания всех номиналов. Лампы мощностью 60 и 75 Вт составляют около 30-40% общего числа ламп накаливания.
Продажа ламп накаливания мощностью 100 вт и более была запрещена в России с 1 января 2011 года. В 2010 году против подобного запрета, по данным опроса ВЦИОМа, выступила почти половина россиян (49%).
Еще в июне прошлого года Минэнерго направило в правительство план мероприятий по энергосбережению, которым в том числе предусмотрен запрет оборота 60- и 75-ваттных лампочек накаливания.
Предложение вывести из оборота данные лампы - часть большой «дорожной карты» по энергосбережению. Эта карта уже лежит на столах в "большом правительстве". Она включает в себя 35 пунктов, каждый из которых представляет из себя одно иди серию мероприятий. Например, предлагается разработать специальную систему подтверждения энергоэффективности светодиодной продукции (как отечественной, так и иностранной), снять ограничения на использование светодиодных источников света в отдельных организациях, например, в школах и больницах.
На долю освещения, по данным Минэнерго, приходится около 13% годового энергопотребления в РФ. И чиновники не скрывают, что хотят сократить этот расход, Прежде всего, потому, что в том или ином виде эти расходы субсидируются государством. Сокращение расходов, как видим, будет происходить за счет перекладывания существенной части издержек на потребителя, который оплатит их, купив лампочки по более высоким ценам.
Этот же сценарий в несколько модифицированных формах реализуется на других направлениях. Накануне глава Минпроироды уже пообещал закрепить раздельный сбор мусора специальным законом. Таким образом, частично будут снижены издержки для утилизаторов мусора и повышены - для цепочки его производителей - сборщиков, управляющих компаний и , в конечном итоге, граждан, оплатят это повышение за счет повышения квартплаты. Сегодня Сергей Донской продолжил "экологическую волну", заявив, что его ведомство поддерживает введение утилизационного сбора для производителей пластиковых пакетов. Министр признал, что экономика России пока не готова к полному запрету на пластиковые пакеты. И предупредил, что Минприроды работает над повышением утилизационного сбора, в том числе, на пластик.
Полиэтиленовая проблема действительно стоит перед человечеством очень остро. И без радикальных решений в ближайшем будущем не обойтись. Запреты на их производство и использование вводятся во многих странах. По данным агентства Reuters, власти уже 40 стран мира заявили о принятии различных по строгости мер по защите окружающей среды от распространения полиэтиленовых пакетов. Ограничения вводятся как в Европе, так и в Африке.
По оценкам Гринпис, по уровню потребления пластиковых пакетов Россия находится на третьем месте среди развитых стран после США и Польши. Оценочно у нас продается и раздается около 60 млрд пакетов в год. Это равнозначно примерно 300 тыс. тонн пластиковых отходов ежегодно, что составляет всего 0,5% всех образующихся в стране твердых коммунальных отходов.
Также очевидно, что любые ограничительные инициативы в области управления утилизацией отходов - это серьезная проблема. И по сути представляет собой настоящую "мусорную политику" - в прямо смысле этого слова. Это определение относится и к современным мегаполисам развитых стран - от США до Италии и к России, где "мусорное лобби" фактически взяло под контроль местные власти. Не случайно на курирование "экологических проблем" был направлен Сергей Иванов, год назад занял не слишком "заметную" на первый взгляд позицию специального представителя по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. После чего эти вопросы стали не просто частью политической повестки, но фактически начали формировать новую стратегию государства в отношении общественных ресурсов. Повышая плату за их использование и концентрацию этой платы в контролируемых корпорациях. С апреля 2017 года Сергей Иванов вошел в наблюдательный совет госкорпорации «Ростех», которая и стала этим самым концентратором платы за общественные ресурсы.