Торжественная церемония закрытия 38-го Московского международного кинофестиваля прошла в театре «Россия» 30 июля. Там же разрешилась самая главная интрига ММКФ – «хозяин» мероприятия, президент Российского союза правообладателей (РСП) и глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков все-таки появился на красной дорожке. Говорят, что предыдущие дни известный режиссер провел в больнице с воспалением легких. Излучая голливудскую улыбку, Михалков позировал перед фотографами и отвечал на вопросы журналистов. Впрочем, очевидцы отметили, что выглядел кинорежиссер похудевшим и уставшим – видимо, его измотала болезнь.
Ранее многие наблюдатели и СМИ связали странное отсутствие режиссера на открытии ММКФ с обысками в Российском авторском обществе и задержанием его гендиректора Сергея Федотова. По слухам, Михалков мог заблаговременно узнать о грядущих обысках в РАО, а руководитель общества – давний партнер Никиты Сергеевича, обычно они вместе появлялись на различных светских мероприятиях. А ранее сам Федотов заявил РБК, что находится с Михалковым «в хороших, дружеских, рабочих отношениях». «По сути, он мой родственник, поскольку является крестным отцом моего сына», - добавил глава РАО.
Никита Михалков также прокомментировал арест Федотова – режиссер заявил, что намерен ходатайствовать перед следствием о более мягкой мере пресечения для главы РАО, поскольку озабочен судьбой своего крестника Никиты. «Я - не адвокат, не следователь, не прокурор, не судья. Я убежден, что каждый должен заниматься своим делом, но по-человечески полагаю, что мера пресечения Сергею Федотову могла бы носить более гуманный характер. Исходя даже только из тех соображений, что маленький Никита в силу необходимости должен постоянно наблюдаться врачами. Если будет нужно, я готов ходатайствовать об этом», - передает слова режиссера его пресс-служба.
«Я уже сегодня сказал, что прокомментировать ситуацию вокруг РАО не могу. Не могу ровно потому, что в РАО никогда не работал, следовательно, и «внутренней кухни» общества знать не могу, - продолжил Михалков. - То есть, я и финансово-хозяйственная, и любая иная, сугубо внутренняя, деятельность РАО - истории более чем параллельные». Он также отметил: за все годы знакомства у него не было повода усомниться в деловых качествах и компетентности господина Федотова. «И когда в том году все три организации (РАО, ВОИС и РСП) обсуждали возможности дальнейшего развития отрасли и повышения эффективности работы самих обществ на благо авторов и правообладателей, и возникла идея объединения усилий, безусловно, большинство из нас выступили за консолидацию. Но в связи с тем, что в РАО начались сложности внутреннего характера, и менеджмент РАО увидел для себя некоторые затруднения, было принято совместное решение процедуру объединения приостановить».
Хотя Никита Михалков фактически опроверг слухи о возможных конфликтах в РАО и заявил, что не имеет отношения к деятельности общества, продолжают ходить слухи о том, что режиссер в ближайшее время может покинуть Россию из-за того, что впал в немилость у главы государства. «Причина главная – очевидный разрыв Михалкова с президентом Владимиром Путиным, - предположил в беседе с порталом «URA.Ru» политолог Илья Гращенков. – Поговаривают, что еще в начале весны это отразилось на его бизнесе. Дескать, людей, близких к Михалкову, убрали из группы неприкасаемых. К РАО были давние претензии, связанные с офшорами. Поэтому режиссер, скорее всего, покинет страну. Идет мощное обновление элиты, стариков сменяют молодые, возможно, еще более зубастые. Думаю, империю Михалкова ожидает жесткий передел».
Как стало известно в конце минувшей недели, сотрудники ГУЭБиПК МВД России и ФСБ выявили мошенническую схему, которая могла нанести Российскому авторскому обществу ущерб на сумму более 500 млн. рублей. По данным следствия, Федотов незаконно отчуждал в собственность дочерней компании имущество, принадлежащее РАО. В разработку попали сделки по продаже четырех офисных помещений в центре столицы и одного объекта на Щелепихинской набережной, а также 17 автомобилей – все это имущество было передано на баланс специально созданного ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания».
Были проведены обыски как в самом РАО, так и в доме Сергея Федотова. Адвокат говорит, что все действия его подзащитного были направлены исключительно на оптимизацию деятельности организации. А коллеги главы РАО уверяют, что при помощи уголовного дела происходит процесс рейдерской смены руководства общества.
И, действительно, к Сергею Федотову давно были вопросы: его невиданное обогащение происходило на фоне многочисленных жалоб со стороны обладателей прав, переданных в управление организации. Еще летом прошлого года полиция проверяла РАО на предмет хищения тех самых 557 млн. рублей из средств авторских вознаграждений. Но уголовное дело тогда так и не было возбуждено.
С 2004 года (когда РАО возглавил господин Федотов) авторское общество не раз оказывалось в центре скандалов. Многие музыканты неоднократно возмущались системой отчислений авторам и откровенно заявляли: прежде всего РАО работает на обогащение своих топ-менеджеров. Некоторые из 27 тыс. членов общества даже изъяли свои права, считая организацию неэффективной, а выплаты авторам – мизерными и унизительными. По словам Народного артиста России, поэта Ильи Резника (который в прошлом году отказался от услуг РАО и написал премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву жалобу на деятельность общества), судьба Федотова ему неинтересна. «Единственное, что могу сказать, что из-за него много бед у авторов, наших современников – великих композиторов и поэтов. И те, кто жив, и кто умер, они всегда жили напряженно и нуждались в помощи. И то, что сейчас многие, кто еще жив, имеют многомиллионные долги – это все благодаря этим людям из РАО», - приводит Life слова Резника. За свои произведения в 2013 году поэт получил от РАО всего 12 копеек, говорилось в письме.
Ну, а имущество самого Сергея Федотова – владельца лондонской квартиры за 5,7 млн. евро, шотландского замка в 1 млн. фунтов и открытой британской визы, вероятно, и стало причиной, по которой Таганский районный суд Москвы решил оставить его под стражей. Непонятно только, откуда у главы РАО такие заработки: хотя в функции организации и входят управление имущественными правами авторов и сбор отчислений на использование их произведений, она все же остается некоммерческой структурой. Как объяснил господин Федотов, роскошную недвижимость он покупал на средства от девелоперской компании, которую создал с друзьями. Он также отметил, что не является госслужащим, поэтому не обязан отчитываться и волен заниматься, чем угодно.
«Ситуация с арестом 27 июня Сергея Федотова, главы Российского авторского общества, аккредитованного государством для осуществления своей деятельности, крайне любопытна со всех точек зрения, - говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Деятельность Сергея Федотова уже давно привлекает внимание экспертного сообщества. Правоохранительные органы и спецслужбы также следили за ним, однако ограничительные меры в отношении владельца замка в Шотландии предприняты только сейчас: 500-миллионный ущерб, нанесенный РАО усилиями его главы, конечно, за короткий период не организуешь. Министерство культуры Владимира Мединского хранит гробовое молчание на счет этой неприглядной истории. Почему? Интересно…»
«Полагаю, что вопрос с наведением порядка в сфере авторских и смежных прав назрел, - заявил «Веку» первый вице-президент Молодежного союза юристов, член-корреспондент РАЕН, член ОП РФ Артем Кирьянов. - До сих пор в стране нет внятной концепции защиты авторских прав, обеспечивающей интересы правообладателя, не говоря уже о правоприменительной практике. На этом фоне совершенно не удивительны злоупотребления со стороны фигурантов, волею случая оказавшихся распорядителями некоей «кассы», посчитать объем которой извне уже представляется сложной задачей. Уверен, что правоохранительные органы имеют серьезную доказательную базу в отношении Федотова и представят надлежащие доказательства в суде. В отношении Михалкова вряд ли будут предъявлены какие-либо обвинения в рамках уголовного дела, однако его публичная ассоциируемость с РАО, безусловно, нанесет репутационный вред талантливому мастеру. Надеюсь, это не повлияет на творчество режиссера, создавшего, в определенном смысле, кинематографическую историю России. В целом представляется, что защита авторских прав в России требует значительно более глубокого законодательного регулирования, учета как требований и пожеланий авторов, так и российской специфики восприятия интеллектуальной собственности - не в противоречие, а в дополнение к сложившемуся международному опыту».
Кроме РАО авторскими правами в России управляют еще три организации. РАО отчисляет деньги авторам музыки и текстов; Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) распределяет средства между исполнителями и авторами фонограмм; Российский союз правообладателей (РСП) собирает налог на болванки – 1% от стоимости техники с производителей и импортеров за исполнение и копирование аудиовизуальных произведений в личных целях; Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) управляет правами в изобразительном искусстве и авторских рукописях.
При этом РАО остается лидером по сборам: по итогам 2015 года общество собрало около 4,5 млрд. рублей – из них правообладателям перечислили 3,6 млрд. Что характерно, до конца 2015 года Сергей Федотов был гендиректором не только РАО, но и РСП (за компанию с президентом совета Союза Никитой Михалковым), а также инициатором создания и членом совета ВОИС, которую возглавил гендиректор ФГУП «Мелодия», он же зампредседателя совета директоров РАО, входящий еще и в правление РСП Антон Кричевский.
В августе прошлого года РАО, РСП и ВОИС решили объединиться в единую структуру – профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество» (ПДК «РАО»), эту идею поддерживал и министр культуры Мединский. Задачу упрощало и то, что всеми тремя организациями управляла одна команда – Федотов, Михалков и Кричевский. Так что Никита Сергеевич, пытающийся теперь отстраниться от этой компании, судя по всему, лукавит. Ведь именно РАО и Союз кинематографистов вошли в число учредителей РСП. Хотя Михалков официально и не входил в руководящие органы РАО и ВОИС – в прошлом году РСП распространил информацию о том, что кинорежиссер войдет в совет ПДК «РАО».
«Зная барские аппетиты Сергея Михалкова… мы не можем сомневаться в том, что этим людям удастся создать практически параллельную государственной систему налогообложения», - сообщал ранее «Руспресс».
Возглавить ПДК «РАО» должен был также Сергей Федотов, однако после переименования РАО в базе ЕГРЮЛ глава ВОИС Кричевский получил право действовать от имени организации без доверенности. По данным источников РБК, в РАО эту процедуру назвали «захватом», и в конце осени 2015 года общество подало иск к Минюсту, чтобы повернуть вспять процедуру объединения. Затем в дело вмешался Никита Михалков: по данным издания, режиссер призвал руководителей авторских обществ «не выносить сор из избы» и отозвать претензии. После этого Федотов покинул РСП, передав управление Кричевскому.
С просьбой реформировать все эти организации в РАО и ВОИС обращались и российские продюсеры (Дробыш, Матвиенко, Фадеев, Меладзе и Крутой). Игорь Матвиенко позже сетовал: в авторских обществах идет «междоусобная война», их счета «фактически заморожены», авторы не получают отчисления. Но Сергей Федотов предложил относиться к этому заявлению как «к эмоциональному поступку».
Минкомсвязи предлагало и вовсе отменить госаккредитацию и отказаться от управления правами без соответствующих договоров, создав тем самым конкуренцию среди авторских обществ. Руководители же этих организаций не могли бы занимать свой пост более четырех лет подряд, а также управлять ими одновременно и иметь интересы в компаниях-правообладателях. Указывалось, например, что РАО с 2012 года владеет через «дочек» 80% студии «Союз» - старейшей звукозаписывающей компании.
Но в дело вмешалось Минкультуры, отметившее, что регулировать сферу авторских и смежных прав должно именно их ведомство. Правда, теперь речь идет о том, что будет создан единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности на базе Роспатента. Если, конечно, в Кремле перестанут тормозить реформу рынка, считая ее преждевременной.
Так или иначе, наблюдатели уверены: Сергея Федотова подвела его жадность. По слухам, собранные РАО отчисления за авторский контент вместо карманов правообладателей утекали за рубеж, где часть капиталов, видимо, и была вложена в британскую недвижимость. «Случилась омерзительная история: нынешнее руководство РАО во главе с его гендиректором отстранило авторов от дел, - приводит «Комсомольская правда» слова композитора и певца Юрия Антонова. – Мы с этим смирились, и это была наша стратегическая ошибка. Но если бы мы погрузились в бумажную волокиту, то не смогли бы заниматься своим творчеством. Нашей отстраненностью воспользовались нечистоплотные люди. Хотя мы приглашали для проверки ревизионную комиссию – увы, она ничем не занималась».