Аналитики отмечают, данный механизм задействуется не впервые, а его главная цель – заставить белорусские власти выплатить долги за газ, которые превысили $400 млн. Как сообщили источники издания, график поставок топлива Минску на январь-март нынешнего года уже откорректирован в сторону сокращения. В соответствии с документом, подготовленным специалистами Министерства энергетики России, Белоруссия может рассчитывать на получение в течение трех месяцев только 4 млн тонн нефти, в то время как ранее закладывался объем в 4,5 млн тонн.
В Минске внесенными изменениями остались недовольны, о чем проинформировали профильного зампреда российского правительства Аркадия Дворковича. Белорусские власти опасаются, что при сохранении заявленной тенденции на протяжении всего года, Минск получит лишь 16 млн тонн нефти, вместо 18 млн тонн, на которые рассчитывал изначально.
Решение об уменьшении объемов поставляемой нефти было принято Москвой вскоре после безрезультатного завершения переговоров о расчетах белорусской стороны за потребленный газ. Долг начал стремительно расти с января 2016 года, когда Минск начал рассчитываться за голубое топливо не по цене, выставленной Россией, а по тарифу, который сама Белоруссия считает справедливым. К концу осени прошлого года задолженность достигла $425 млн. Тогда Россия впервые официально заявила о взаимосвязи между поставками нефти и выплатой долгов за газ. В третьем квартале 2016 года Белоруссия получила 3,5 млн тонн нефти вместо 5,3 млн тонн, а в четвертом квартале – и вовсе 3 млн тонн.
Переговоры о расчетах за газ велись достаточно успешно, и компромиссное соглашение стороны намеревались подписать в конце прошлого года. На этом фоне было заявлено увеличение объемов поставляемой в Белоруссию нефти, что позволило бы Минску заработать на таможенных пошлинах на черное золото. Но газовые переговоры были провалены после того, как белорусская сторона потребовала выделить ей ранее незапланированный заем на расчеты за газ. Теперь Москва и Минск надеются согласовать газовые вопросы до конца марта. Именно до этого момента Белоруссия согласилась транспортировать российскую нефть по сравнительно скромным тарифам на транзит – их повышение составит от 7,7% до 11,8%, хотя ранее Минск выражал намерение увеличить расценки на 50%.