По мнению Сафронкова, развивающиеся страны Азии и Африки обладают потенциалом, который позволит активно участвовать в работе Совбеза и обеспечении безопасности в глобальном масштабе. Государства этой категории являются первыми претендентами на вхождение в обновленный СБ ООН, являющийся высшим исполнительным органом международной организации.
Это участие, уверен Сафронков, приведет к тому, что Совбез начнет принимать более взвешенные решения. Откладывать реформу, считает представитель России, нельзя, так как именно сейчас требуются инициативы по обеспечению мира между государствами.
Сафронков подчеркнул: преобразования в Совете Безопасности ООН являются важнейшим политическим вопросом, и решать его с минимальным преимуществом голосов не следует. В ходе консультаций государства - участники ООН должны выработать алгоритм, за который проголосует как можно большее число стран, нежели предусмотренный уставом минимум – 2/3 от количества участников. Поиски консенсуса необходимо проводить в спокойном режиме, эта работа должна оставаться прозрачной для всех государств и вовлекать как можно большее число стран-участниц. Регламентировать время, отведенное на согласование компромиссного предложения, не следует, добавил Сафронков. Влиятельным государствам также необходимо отказаться от навязывания инициатив, которые не пользуются широкой поддержкой.
Заместитель представителя РФ не стал оглашать список стран, которые могли бы войти в Совбез. Однако в ходе дискуссий в ООН чаще всего упоминаются в качестве претендентов на вхождение в СБ ООН Бразилия, Индия, ЮАР, Германия и Япония. Три первые соответствуют заявленным Сафронковым параметрам.
Накануне Генеральная Ассамблея ООН санкционировала безотлагательное проведение на уровне правительств государств переговоров о новом формате Совбеза. Вопрос планируется рассмотреть на сентябрьской сессии Генассамблеи. Однако при обсуждении этого вопроса большинство участников высказало мнение, что в нынешнем году завершить реформирование Совбеза не удастся. По прогнозу представителя КНР Лю Цзеи, задача-максимум осенней сессии – выход переговорного процесса в компромиссное русло.
Напомним, еще в 2015 году глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров отмечал, что торможение процесса реформирования Совбеза происходит из-за наличия двух взаимоисключающих концепций. Поскольку в рамочном документе, датированном 1993 годом, не указано, о каком именно расширении - в сегменте постоянных либо временных членов идет речь, разные группы влияния лоббируют каждая свой вариант реформы. Первая группа считает, что в Совбез следует вводить новых постоянных членов. Вторая группа утверждает, что такой подход неприемлем, и новые страны в СБ ООН могут появляться только в статусе непостоянных членов. Одним из компромиссных вариантов реформы Лавров назвал появление третьей категории – полупостоянных членов, то есть государств, которые вводятся в СБ ООН бессрочно, но могут быть выведены из Совбеза и заменены на другую страну в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Однако в итоге должна быть разработана формула, по которой в СБ ООН будут представлены государства из всех регионов мира. Среди основных кандидатов на вхождение в Совет Безопасности на постоянной основе Лавров также называл Индию, Бразилию, Японию и Германию. В то же время появление новых временных членов лоббируют Италия, Испания, Мексика и другие государства Европы, Латинской Америки и Азии. Лавров заявлял о готовности Москвы поддержать индийскую и бразильскую заявки, а также о необходимости обеспечить вхождение в Совбез одного из африканских государств. Главным риском необдуманного расширения Лавров назвал потерю управляемости Совбезом и превращение его в аморфную структуру с избыточным количеством участников. Совбез не только должен представлять интересы всех континентов, но и оперативно реагировать на возникающие вызовы, поэтому оптимальная численность органа - 20 государств.
Россия уже давно выступает за необходимость расширения Совбеза. Основанием для таких инициатив стала смена повестки. После распада СССР риски глобального противостояния между США и Советским Союзом ушли в историю, а новые требовали более активного вовлечения крупных государств, которые не участвовали в «большом политическом концерте» в 1940-е годы, когда создавалась эта организация. Кроме того, многих стран - членов ООН и вовсе не было на карте мира. В начале 2000-х позицию, идентичную высказываниям Лаврова, огласил его предшественник на посту главы МИД РФ Игорь Иванов. Но сейчас расширение Совбеза имеет критическое значение для самой России, оказавшейся в тисках санкций и политической изоляции. Прорвать эту блокаду может перестройка ООН. В своих инициативах Россия опирается на поддержку Китая, который также заинтересован в расширении числа участников принятия политических решений в международной организации за счет стран бывшего «третьего мира». Сейчас Китай имеет там куда больший вес, чем бывшие колониальные державы, контролирующие в настоящее время Совбез.