Властям пришлось оперативно решать эту проблему, но удалось это далеко не всем.
Все дни после Нового года жители Ханты-Мансийска, Сургута, Югорска, Мегиона, Пойковского и Горноправдинска – все муниципалитеты в ХМАО – не могли дозвониться до своего мусорного оператора «Югра-Экология», чтобы пожаловаться на завалы мусора.
По словам известного югорского общественника Антона Пантина, «год наступил новый, а проблемы остались старые… Вновь, как и в 2017 году, чиновники и коммунальные службы утопили в мусоре наш «благополучный» город»… Оправдываются, как обычно, мол, техника в мороз не может работать, ломаются механизмы гидравлики. Однако сами водители говорят, что руководство просто экономит. Есть специальные арктические масла, которые позволяют эксплуатировать технику даже в морозы более 50 градусов. Да, они стоят денег, но репутация намного дороже, и это несопоставимо с негативом от мусорного беспредела... В то же время жители платят кабальные тарифы ежемесячно, без скидок или перерасчетов в связи с морозами и неисполнением обязательств в полном объеме со стороны регионального мусорного оператора «Югра-Экология». Надо сказать, что в 2017 году, отвечая на претензии жителей, чиновники обвинили в этих проблемах самих жителей, которые якобы неаккуратно складируют мусор, выбрасывают пакеты с отходами мимо баков либо отказываются их сортировать.
В этом году, чтобы не повторять прошлых ошибок, после первой волны жалоб губернатор региона Наталья Комарова собрала совещание, на котором представитель оператора признал, что проблемы с вывозом отходов в новогодние каникулы существует, но действительно сослался на аномальные морозы. По его словам, машины не выходили на маршруты несколько суток из-за сильных холодов, так как гидравлика техники, которая имеется в распоряжении оператора, не приспособлена для работы при низких температурах. Информация об этом ранее была даже озвучена в эфире правительственной телекомпании «Югра», которая сообщала со ссылкой на оператора, что убирать мусор в каникулы будут только до тех пор, пока не стукнет минус 30. Ресурсов работать при более низких температурах у «Югры-Экология» якобы нет. Тем не менее, компания уже сообщила о привлечении дополнительных мусоровозов для того, чтобы ликвидировать мусорный коллапс, как только температура стала выше минус 20 градусов.
Как сообщалось ранее, это не единственные претензии, предъявляемые оператору в данном регионе. В конце прошлого года активисты-экологи из организации «Зеленый фронт» обвинили оператора в том, что работа на четырех полигонах в Октябрьском и Березовском районах, которые находятся в аренде у компании, ведется с нарушениями. В частности, они сообщили, что на полигоны в селе Саранпауль и поселке Березово у «Югры-Экология» нет лицензии, а на полигонах в поселках Андра и Октябрьское компания не может размещать ТКО. Позицию общественников поддержали и специалисты регионального управления Росприроднадзора. По результатам проверки региональному оператору было выдано предписание об устранении зафиксированных нарушений.
Аналогичная ситуация с вывозом, вернее, полным невывозом мусора, сложилась и в Новосибирске. Социальные сети были переполнены сообщениями с фотографиями забитых баков и жалобами жителей города. Проблемы усугублялись тем, что многие мусорные контейнеры горели и тлели из-за брошенных в них петард. Самая сложная ситуация сложилась в Центральном, Кировском и Ленинском районах города. Гендиректор компании «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова, пытаясь объяснить происходящее, также, как и ее коллеги из ХМАО, сослалась на аномальные морозы, которые стояли в регионе все первые дни января – иногда морозы доходили до минус 44 градусов. «Сильные морозы, накрывшие область накануне праздников, стали причиной нарушения графика вывоза отходов в Центральном районе Новосибирска: гидравлическая система специализированного оборудования трех мусоровозов перемерзла, в связи с чем технику пришлось отправить в ремонт, — заявили в компании «Экология-Новосибирск». — Вынужденный простой техники привел к сбою графика вывоза отходов в Центральном районе примерно на сутки». Хотя представители оператора отчитались, что как только морозы спали, они вывезли отходов вдвое больше нормы, тем не менее, до сих жители продолжают жаловаться на полные баки.
Проблема уборки жилых дворов после новогодних праздников по-прежнему остро стоит и в Приморье. В ходе совещания, которое собрал по этому поводу губернатор края Олег Кожемяко, он зачитывал жалобы жителей на переполненные баки с конкретными адресами прямо с собственного телефона. Наиболее острая ситуация сложилась в Советском районе Владивостока. В ответном докладе руководитель «Приморского экологического оператора» Антон Бибиков настаивал, что «системных сбоев в муниципалитетах региона с начала года по вывозу мусора не было». Наращивается парк техники, за год на средства краевого бюджета приобретено более 20 единиц различной спецтехники. Готовится к выпуску на маршруты очередная партия погрузчиков, мусоровозов, бункеровозов, самосвалов и бортовых машин, закупленных на деньги Минвостокразвития России. По мнению оператора, отдельные проблемы с вывозом мусора возникали, но оперативно устранялись. Причина – запаркованность проездов и недостаточное количество техники у перевозчиков. «Всего же в городе 2450 контейнерных площадок, на их очистку ежесуточно выходит около 100 машин», – уточнил Бибиков, добавив, что компаниям, в отношении которых зафиксированы нарушения сроков вывоза ТБО, будут выставлены штрафы.
В Хабаровске проблемы с вывозом мусора пошли еще дальше – тут приостановлена мусорная реформа, а также расторгнут договор с региональным оператором по обработке твердых отходов ООО «ТСК «Фест». Владелец - Андрей Гаврилин. Так что вывозом мусора в Хабаровске и районе имени Лазо будут по-прежнему заниматься управляющие компании. Хабаровчане, получившие платежки за декабрь, были неприятно удивлены тем, что стоимость вывоза мусора выросла. Решение о приостановке реализации мусорной реформы принял врио губернатора Михаил Дегтярев: «Я полностью поддерживаю курс по утилизации, обработке мусора, но лучше сделать хорошо, но чуть попозже. Нужно приостановить исполнение реформы в Хабаровском крае, вернуться к тарифу, взять паузу, может, на полгода или больше, поработать с инвесторами». «Мы просто не готовы, в январе люди получат платежки и ничего хорошего в них не увидят», - заявил Дегтярев. Он призвал пересмотреть тариф за услугу и разобраться с определением зон в регионе, где планируется наладить работу региональных операторов по вывозу мусора.
Но если сибирские и дальневосточные операторы по обращению с ТБО ссылаются на морозы, ставшие якобы причиной сбоя вывоза мусора, то чем могут объяснить подобное те, кто работают в Севастополе? Севастопольские паблики заполнены фотографиями переполненных мусорных баков. К примеру, в группе «Чёрный список Севастополь» соцсети ВКонтакте анонимный пользователь выложил целую россыпь живописных «помойных» снимков и предложил другим пользователям делиться проблемными фото, назвав это «мусорным флешмобом». Как заявил руководитель Ленинского района Севастополя Максим Мишин, он располагает видео, снятым на проспекте Генерала Острякова, на котором показано, как сотрудники компании по перевозке мусора сбрасывают мешки с отходами с переполненных мусорных контейнеров, опустошают их, а сброшенные мешки так и остаются лежать рядом. Такая картина типична и повторяется абсолютно во всех местах сбора мусора, утверждает Мишин. Решить в Севастополе проблему вывоза отходов, считает он, можно только сосредоточив весь процесс в одной структуре, которая будет нести за него полную ответственность. Уже пятый год вывозом мусора из Севастополя занимается компания «Чистый город». За уборку городских улиц в 2018–2020 годах компания, как писал ForPost, получила более 1 млрд. рублей, на 2021 год подписан контракт на сумму около 300 млн. рублей.
По словам Мишина, большая часть претензий жителей Ленинского района по вопросу ТБО касалась именно этой компании. Ранее одна из севастопольских управляющих компаний даже обратилась в городскую прокуратуру с просьбой провести проверку деятельности данного предприятия.
22 декабря Ленинский суд Севастополя признал незаконными завышенные начисления за вывоз мусора и обязал местного оператора пересчитать выставленную потребителям плату. Предметом иска было требование к «мусорному» оператору пересчитать оплату за вывоз мусора в период с января по июнь 2018 года. Тогда начисления производили не по объему вывезенного мусора, а по весу, что противоречит требованиям. Теперь оператор должен вернуть каждому потребителю переплаченные деньги. Третьими лицами в судебном разбирательстве являются перевозчик мусора - компания «Чистый город» и Департамент городского хозяйства правительства Севастополя, который установил тариф на 2020 год в размере 371 рубль за кубометр мусора. Местные СМИ писали, что нормы накопления мусора завышены, тариф можно было снизить за счет НДС.
Напомним, что новая система обращения с отходами начала действовать в РФ с января 2019 года, она призвана сделать отрасль прозрачной, а обращение с мусором - цивилизованным, а также предотвратить образование несанкционированных свалок и постепенно вовлечь максимальный объем вторичных ресурсов в переработку. Целевые показатели реформы отражены в нацпроекте «Экология», инициированном президентом РФ Владимиром Путиным. Но все два года реализации мусорной реформы скандалы в регионах следуют один за другим, в большинстве случаев качество оказания услуги не улучшилось, а только подорожало.