18+
  1. МВФ платежом красен

МВФ платежом красен

МВФ платежом красен
Как говорил Марк Твен, «Банкир - это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начинается дождь». Кабинет министров Украины может похвастаться масштабным достижением – МВФ выделил украинской власти первый транш в размере $5 млрд. (по данным Минфина, под 9% годовых).

Хотя украинские чиновники, судя по репликам официальных лиц, рассчитывали, что дадут больше. К примеру, замминистра финансов Игорь Уманский в конце февраля говорил, что Кабинет министров рассчитывает на сумму в $10 млрд. Но функционеры МВФ с поставленной задачей справились только наполовину. А министр финансов Наталья Яресько оперативно вслед за получением денег заявила о желании добавки: «Пакет (помощи), который у нас уже есть, должен стабилизировать финансовую банковскую систему, но его недостаточно, чтобы серьезно возобновить рост и способствовать росту. Я надеюсь на большую поддержку».

Маловато будет

Слова чиновников, отвечающих за государственные финансы, стоит расшифровывать и в том смысле, что финансовые специалисты считают кредит в $5 млрд. недостаточным для первоочередных нужд. На какие цели руководители Министерства финансов, Национального банка и Кабинета министров направят иностранный заем?

Финансово-экономический эксперт Андрей Блинов в интервью каналу «24» сообщил, что государственные органы распределят кредит МВФ в следующей пропорции: 54% - на валютные счета Министерства финансов, 46% - в золотовалютные резервы Национального банка.

Экономист Александр Дудчак считает, что дыр в экономике Украины слишком много «и заткнуть каждую - первоочередная задача». «Пять миллиардов не хватит, чтобы стабилизировать экономику Украины в ее нынешнем положении и при нынешнем курсе как экономическом, так и внешнеполитическом», - прогнозирует экономист. Давая ответ на вопрос о том, каким образом власти распорядятся кредитом от МВФ, Дудчак категоричен. «По словам Гонтаревой, 2,5 млрд. находится на счету НБУ, и столько же - на счету Минфина. Это означает, что часть из них уйдет на внешние выплаты, в частности, на погашение долгов по газу. Впрочем, не исключаю, что мы снова увидим скандалы с просрочкой газовых долгов. Без сомнения, часть денег уйдет на финансирование войны (на это Украина тратит более $4 млрд. в год) и на валютные спекуляции - снижение курса иностранной валюты лишь временное, для успокоения населения, за ним все равно последует рост курса, на чем постараются заработать финансовые организации», - отмечает экономист.

«Таким образом, первоочередные (по мнению руководства страны) расходы значительно превосходят возможности финансовых источников. А еще есть долг перед Российской Федерацией в $3 млрд., который, возможно, придется возвращать в ближайшее время (или официально объявлять войну, чтобы не платить). Так что ни на социальные нужды, ни на инвестиции в умирающую украинскую экономику средства обещанного транша МВФ не пойдут», - резюмирует Дудчак.

Экономист Всеволод Степанюк также считает, что новый кредит пойдет на погашение предыдущих долгов. «Большую часть кредита, около 4 миллиардов, Киев потратит на обслуживание и погашение предыдущих долгов. Чуть более 1 миллиарда может пополнить резервы, что непринципиально и погоды на финансовом рынке не сделает, зато позволит нескольким олигархам вывезти часть капиталов за рубеж», - описывает экономист судьбу нового кредита.

Замкнутый транш

Согласно официальным данным Министерства финансов, на 31 декабря 2014 общая сумма внешнего долга Украины составила $30,82 млрд. Для сравнения – на 31 декабря 2013 года сумма составляла $27,93 млрд. Правда, с тех пор гривна обесценилась практически втрое. Минфин поясняет сумму с помощью следующей разбивки:

- $10,72 млрд. – это задолженность по займам, полученным от международных финансовых организаций (т.е., новый долг перед МВФ попадает именно в эту графу);

- $1,04 млрд. – займы, полученные от органов управления иностранных государств;

- $17,28 млрд. – задолженность по выпущенным ценным бумагам на внешнем рынке (т.е., государственные облигации внешнего облигационного займа Украины);

- $1,78 млрд. – другие виды задолженности.

Кроме того, $7,98 млрд. составляет внешний долг, гарантированный государством. В конце февраля Минфин сообщил, что на 31 января внешний долг Украины составил $30,372 млрд.

Если большая часть нового кредита пойдет на погашение старых долгов, то не получается ли, что Украина существует по правилам жизни в долг? «Это порочный и замкнутый круг, – предостерегает Александр Дудчак. – Долг растет в прогрессии, и необязательно в геометрической. Без восстановления производства, в первую очередь, высокотехнологичного, Украине не вырваться из этого состояния. А восстановить производство не позволят те же кредиторы».

По мнению экономиста, у кредиторов есть ряд причин для этого. В первую очередь, речь о том, что восстановление производства вступает в противоречие с задачей по сохранению современной валютно-финансовой системы. «Во-первых, технологичные производства были завязаны в основном на Россию и другие бывшие республики Советского Союза - значительная часть комплектующих поставлялась именно оттуда, да и рынки сбыта в основном находятся в тех же государствах. И никто на Западе не заинтересован в восстановлении экономических связей на постсоветском пространстве. А ведь международные кредиторы, в т.ч. МВФ, являются неотъемлемой частью и важным элементом мировой валютно-финансовой системы, созданной Западом (прежде всего, США) и в интересах Запада. А, во-вторых, одним из важнейших требований получения кредита является открытие внутренних рынков для международных корпораций, бороться с которыми не представляется возможным даже крупному отечественному капиталу», - поясняет Дудчак.

Всеволод Степанюк считает, что схема «новые долги для погашения старых» выгодна, в том числе, и украинским олигархам. «Наращивание госдолга происходит по причине желания олигархов переложить свои частные обязательства в валюте на плечи граждан страны. Каждая крупная корпорация имеет международные кредиты, а также размещала свои ценные бумаги за рубежом. Все это нужно обслуживать и гасить. Но при чем тут государство?» - задается вопросом эксперт.

«Получив очередные деньги, крупные бизнесмены смогут решить некоторые свои проблемы, например, купить валюту по более-менее нормальному курсу для погашения своих обязательств перед иностранными партнерами. Очень часто такими «иностранными партнерами» являются они сами. Фактически речь идет о стимулировании вывоза капитала из Украины посредством кредитования МВФ. Страна же, доведенная до банкротства, будет продавать свою собственность за копейки, в том числе и землю. Гораздо правильнее было бы объявить технический дефолт и начать переговоры о реструктуризации долгов и их частичном списании», - утверждает Степанюк.

По большому счету, экономическая модель Украины сегодня находится на перепутье перед двумя магистральными направлениями. Вариант №1 – это ставка на стимулирование внутреннего производства и внутреннего рынка с целью обеспечения рабочих мест и поступления в государственную казну от экспорта и внутреннего спроса. Но на этом пути для начала необходимо переломить тенденцию падения ВВП и, соответственно, государственных доходов. К сведению: государственный бюджет-2015 исходит из прогноза о падении ВВП Украины на 4,3% по итогам 2015 года. А агентство Fitch предрекает, что ВВП упадет еще пуще – на 5%. 16 февраля, как сообщила министр финансов Наталья Яресько, правительство пересмотрело прогноз в сторону ухудшения – до 5,5%.

Вариант №2 – наращивать новые долги для того, чтобы рассчитаться с выплатами по старым. Но, как гласит народная поговорка, «сколь веревочка не вейся…», а рано или поздно любые кредиты нужно возвращать. И возвращать с процентами. Учитывая то, что запущенный Кабинетом министров под руководством Арсения Яценюка комплекс мер в виде повышения тарифов на ЖКХ, введения новых налогов и сборов (в том числе, налог на доходы работающих пенсионеров с доходами от 1500 гривен, сбор в виде 1,5% при покупке валюты и т.д.), сокращения надбавок для пенсионеров и бюджетников – это удар по покупательной способности украинских граждан. Удар, напрямую бьющий по перспективам внутреннего рынка.

Кроме того, есть вероятность, что Кабинет министров вернется к проверенной схеме времен Леонида Кучмы 90-х – когда государство финансировало социальные выплаты именно за счет наращивания внешних долгов. Стоит также учитывать, что миллиарды долларов зарубежного долга – это деньги, не обеспеченные ни товарами, ни услугами. А, значит, серьезный стимул для разгона инфляции. И, наконец, когда имеете дело с долгами, стоит всегда помнить слова Марка Твена, говорившего, что банкиры обычно стремятся забрать данный в долг зонтик именно в тот момент, когда начинает идти дождь.