На «галеры», как «Магнитом»

Сегодня «Магнит» должен провести размещение биржевых бондов на 10 млрд. рублей – облигации российского ритейлера вызывают повышенный интерес инвесторов. Как и ожидалось, рынок позитивно реагирует на отчетность компании за II квартал. Кроме того, вскоре сеть планирует открыть более 2090 новых магазинов. Но наберется ли персонал?

Напомним, выручка ритейлера «Магнит» по МСФО в первом полугодии 2015 года выросла на 30,3% и составила 454,808 млрд. рублей против 349,047 млрд. рублей г/г. Чистая прибыль за первые шесть месяцев выросла на 28,78% - до 25,225 млрд. рублей против 19,588 млрд. рублей г/г. Квартальная прибыль «Магнита» выросла на 25%, в апреле - июне 2015 года чистая прибыль ритейлера по МСФО составила 15,75 млрд. рублей. Показатели компании растут, торговые площади увеличиваются, и аналитики даже не сомневаются – рынок на опубликованную отчетность «Магнита» отреагирует позитивно.

Так и случилось. Спрос на облигации ритейлера серии БО-10 превысил предложение и составил более 11 млрд. рублей, говорится в сообщении Sberbank CIB – одного из организаторов размещения. Техническое размещение бумаг на бирже состоится сегодня, 23 июля. Компания планирует разместить по открытой подписке 10 млн. облигаций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. Общий объем выпуска по номиналу составляет 10 млрд. рублей.

Как сообщали «Ведомости», гендиректор и основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий прогнозировал в нынешнем году рост выручки на 28-32% при «самом агрессивном» росте сети – за этот период сеть ритейлера может вырасти еще, как минимум, на 2090 новых магазинов. На начало июля 2015 года ЗАО «Тандер» (розничная сеть «Магнит») управляло 10278 магазинами, в том числе 8890 «магазинами у дома».

Реклама на веке

«Магниты», действительно, даже в кризис растут как грибы после дождя. Буквально два дня назад открылись новые магазины в Омске и Сочи. Сергея Галицкого, видно, не зря некоторые называют одной из самых интересных фигур российского бизнеса, который умудрился построить компанию-гигант без приватизации недр и заводов, лишь на одном предпринимательском таланте.

Тем парадоксальнее выглядят скандальные истории последнего времени, в которые попало «детище», казалось бы, столь грамотного бизнесмена. Хроника событий просто катастрофическая: февраль – Санкт-Петербург, смерть от сердечного приступа 82-летней блокадницы, обвиненной сотрудниками «Магнита» в краже трех пачек масла; март – Барнаул, сотрудники «Магнита», подозревая двух 12-летних школьниц в краже шоколадки, обыскивают и насильно некоторое время удерживают их в подсобке; апрель – Троицк, вновь обыск и удержание в «Магните» несовершеннолетних покупательниц, заподозренных в краже товара; июль – Псков, скандал с просроченными продуктами…

После февральской трагедии с гибелью блокадницы многие местные покупатели (вполне вероятно, к ним подключились жители и других регионов) начали бойкотировать супермаркеты «Магнит». Масла в огонь добавило и решение суда, амнистировавшего директора того самого магазина Ольгу Конюхову, которая отправила пенсионерку в полицию, где женщина и скончалась. Подобный беспредел со стороны сотрудников «Магнита» возмутил и крайне напугал массу потенциальных покупателей.

Оказывается, и с другой стороны прилавка есть, чему возмущаться – сотрудники, не относящиеся к так называемому руководящему составу, обижены и бесправны не меньше покупателей. Одну из таких историй «Веку» поведала бывшая сотрудница «Магнита», поделившаяся очень интересными «методами» работы сети.

Алена (имя героини изменено по ее просьбе) устроилась работать в московский «Магнит» в районе Жулебино (ул. Привольная, 11) в конце ноября 2014 года. Говорит, реклама о приеме на работу обещала (и по сей день обещает) продавцу-кассиру зарплату от 27 до 45 тыс. рублей в месяц. Однако женщину ждало неприятное открытие: таких доходов, судя по всему, простому персоналу не видать как своих ушей.

«В первый месяц, закрытый по выходам с переработкой, частично выполняя работу товароведа, я получила 19 тысяч рублей, во второй, уже обучаясь на товароведа и продолжая работать продавцом-кассиром, я получила 23 тысячи. Но стремление обучаться и продвигаться по карьерной лестнице дальше удерживало меня от огромного желания послать подальше своего работодателя за то, что обманул с обещанной зарплатой. Это желание удерживало на работе в торговом зале, где в условиях московской зимы напрочь отсутствовало отопление».

Поначалу с этими трудностями еще можно было мириться – сотрудникам повезло с директором магазина, который, как мог, поддерживал своих подчиненных. В феврале Алену, наконец, перевели на должность товароведа, однако на зарплате почему-то это не слишком сказалось – по итогам месяца она получила всего 25 тыс. рублей. Пугало и полное отсутствие охраны в торговом зале, женскому коллективу порой приходилось противостоять покупателям-мужчинам, воровавшим, а то и нагло выносившим из магазина спиртные напитки и угрожавшим сотрудницам. Затем стало еще тяжелее: руководство сменило директора. По рассказам Алены, коллективу пришлось перейти под начало Евгения Трушкина.

«Первым делом новый директор нахамил мне и персоналу, - рассказывает женщина. - Хамство из этого человека перло как из рога изобилия, на наши замечания он не реагировал! Спустя некоторое время мы обратили внимание на странное поведение нового директора. Полное молчание и взгляд как «в пустоту» порою сменялись приступами сумасшедшей активности. Мы стали подозревать, что он просто наркоман - практически постоянно расширенные зрачки и неадекватное поведение. Но как-то проверить нашу догадку мы не могли, а наши жалобы руководству так и не были услышаны».

Постоянные переработки и вызовы на работу по выходным, тем не менее, по-прежнему не отражались на зарплате – товаровед, по ее словам, так ни разу и не увидела обещанных при повышении «от 45 тысяч рублей». На целой тысяче квадратных метров при этом трудился очень маленький коллектив: 4 продавца-кассира, товаровед и директор. Один - два раза в день обновлялись ценники, свыше десяти раз в день завозился товар. Недовольство клиентов несоответствием цен на ценнике и в чеке было постоянным.

«Мы просто физически не успевали выставить новые ценники и новый товар на полки. Плюс к этому частенько приходилось выполнять и «фальцовку», - рассказывает Алена. – Поясню, что это такое - товар с вышедшим сроком годности распаковывался, при необходимости некрасивые (плесневелые) грани срезались, и вновь упаковывался в пищевую пленку. Сверху клеился стикер со штрих-кодом и новым сроком годности, который получали из контрольных весов со штрих-принтером. Данная операция проводилась по мере необходимости по приказу директора».

Москвичка мужественно продержалась на этих «галерах» до апреля 2015 года. К тому времени уволились уже семь сотрудников. Приехавший в магазин сотрудник СБ «Магнита» сообщил, что у торговой точки большие недостачи. Возникло подозрение, что к этому может быть причастен директор, который, по словам сотрудницы, открывал магазин самостоятельно (в отсутствие персонала), а все недостачи пытался перевесить на подчиненных. Выяснилось, что в магазине не досчитались более миллиона рублей. Но даже после этого директора Трушкина не уволили, а лишь перевели в другой магазин на должность товароведа, говорит Алена.

Товароведу же пришлось взвалить на себя фактически еще и функции директора, однако после того как за месяц работы в таком авральном режиме ей заплатили всего 12 тыс. рублей, Алена окончательно приняла решение уволиться. Впрочем, в офисе ей трижды(!) отказывали в увольнении, вешали на уши разную лапшу и просили подождать еще немного. В итоге женщина упустила за это время хорошую вакансию в другом месте, ей просто не отдавали трудовую книжку. К тому времени в очереди на увольнение стояли уже более 30 человек – сотрудников, которые больше не верили ни в «престижную работу», ни руководству «Магнита».

«Хочется задать руководству несколько вопросов, - говорит Алена. - Почему при трудоустройстве нам врут о зарплате? Разве это не мошенничество? Почему отношение к работникам, как к скоту - зимой в магазине площадью 1000 кв. м нет отопления? Почему просрочки и потери по вине логистики приводят к штрафам товароведов и директоров, получающих заведомо испорченный товар? Почему потери от воровства клиентами ложатся на персонал при том, что в зале нет даже системы видеонаблюдения? Почему даже при увольнении вы нарушаете законодательство РФ?»

На обман и произвол со стороны «Магнита» в Интернете на сайтах, где публикуются «черные списки» работодателей, можно найти сотни гневных отзывов. Ритейлера обвиняют в незаконном привлечении сотрудников к сверхурочной работе без соответствующих выплат, предусмотренных действующим законодательством; в переводе на другие участки работы без оформления приказа и сохранения средней зарплаты; в том, что компенсация стоимости брака и утиля производится за счет зарплаты работников; в применении незаконной системы «депремирования» (штрафов); невыдаче расчетных листков с расшифровкой начислений и удержаний; в постоянном давлении на тех, кто рискнул пожаловаться в Трудовую инспекцию; незаконных увольнениях. Зачастую у работников нет никаких условий для приема пищи, нет охраны и камер видеонаблюдения, в магазинах вечный «ледниковый период» зимой и «пустыня Сахара» летом, простые рабочие воспринимаются начальством чуть ли не как рабы.

«Я - бывший сотрудник. Отношение к компании самое негативное. Не посоветую даже врагу трудоустраиваться. Кругом ложь, перекладывание ответственности, махинации, некомпетентность и звездная болезнь руководителей, много понтов и пустых слов, работа на износ, отношение руководства к сотрудникам - вас рабов много», «Девочки разгружают телеги, таскают тяжести, мужчины там работают по 13-14 часов. Приходят в свои выходные, и это не оплачивается. Охраны в магазинах никакой, кроме гиперов! В большинстве магазинов нет ни камер, ни «сигнальных ворот», а все, что наворовывают покупатели, оплачивается из кармана продавцов и товароведов!», «Вообще голове «Магнита» не понять, как тяжело продавцам работать на него. На одном фреше сколько бабла делает, а ведь девки молодые корячутся с ящиками», - пишут в отзывах бывшие сотрудники «Магнита».

В феврале нынешнего года Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) собиралась начать в торговой сети «Магнит» проверки соблюдения требований законодательства о труде. По данным ведомства, в компании «крайне высокий уровень производственного травматизма». Служба привела статистику, согласно которой за 2014 год на предприятиях сети произошло 54 несчастных случая с сотрудниками почти в 20 регионах, в основном, в Центральной России, Северо-Западе и Поволжье. «В том числе погибли 14 работников, зафиксированы 38 тяжелых, 1 групповой и 1 легкий несчастный случай на производстве», - перечислили в Роструде данные по «Магниту». Кроме того, из-за скандалов с покупателями ритейлер попал под усиленное внимание контролирующих органов и общественных организаций, а из-за жалоб некоторых поставщиков – и на карандаш ФАС.

Обложили, что называется, со всех сторон. Вряд ли Сергею Галицкому, занимающему 15 строчку в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes (состояние оценивается в $8,3 млрд.), регулярно размещающему биржевые бонды и старающемуся привлечь инвесторов, на руку все эти скандалы, интриги, расследования. Остается надеяться, что бизнесмен, наконец, наведет порядок. Ведь и помыслить трудно, чтобы и миллиарды прибыли, и столь радужные показатели компании достигались такими мелкими, подлыми и незаконными способами и издевательством как над покупателями, так и над простыми работягами. Иначе это выглядит как-то очень нечистоплотно: снаружи – блеск и красота, внутри – разбой и нищета.

Реклама на веке
Неустойка Капелло составила €32 млн Итальянские СМИ: Путин предложил Берлускони возглавить Минфин