Конкурентоспособность государства тем выше, чем ниже индекс BCG по отношению к США – первой в мире экономики (приравнивается к 100%). При расчете индекса учитываются уровень зарплаты, производительность труда, курс нацвалюты и стоимость энергоресурсов. Для России индекс конкурентоспособности в этом году составил 90%, опустившись на 9пп, то есть себестоимость товаров и услуг в ней более низкая, чем в Штатах.
Аналитики BCG отмечают, что в этом году прервался рост конкурентоспособности США по отношению к другим странам в связи с укреплением доллара. Падением курса национальной валюты объясняется и то, что Россия заняла более высокую позицию в списке, также на это повлияло снижение нефтяных цен, в связи с чем отмечено беспрецедентное снижение издержек.
Но, отмечает замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов, в докризисный период издержки в РФ росли быстрее, чем у остальных государств, поэтому девальвация привела лишь к компенсации предыдущего роста. В минувшем году индекс РФ составлял 99%, и эксперты BCG утверждали, что компании не могут производить товары дешевле, чем в США, из-за роста реальных зарплат и затрат на энергию.
При этом американская сланцевая революция сократила разрыв в стоимости энергоносителей в США и РФ, однако за последние 10 лет в России наблюдался опережающий рост зарплат: в 2004-2014 гг. стоимость трудочаса в РФ выросла практически втрое (с $6,76 до $21,9), тогда как в США только на 17% (с $17,54 до $22,32). Российское правительство неоднократно заявляло, что именно опережающий рост зарплат по отношению к росту производительности труда является одной из проблем в отечественной экономике.
Миронов предупредил, что эффект от девальвации будет не долгосрочным – в первый год при ней ВВП сжимается, во второй год получает стимул, а затем влияние падения курса нацвалюты нейтрально для развивающихся стран. Поэтому для поддержки конкурентоспособности экономики ей нужны будут иные стимулы, к примеру, улучшение инвестиционного климата и кредитная поддержка. Согласны с этим и эксперты BCG, которые объясняют, что нацвалюта может отыграть свои позиции, и производители это понимают.