Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за октябрь-ноябрь 2021 года. Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Павел ДАНИЛИН
Директор центра политического анализа
В любом другом городе мы говорим о работе мэра в контексте политики, за которую отвечает губернатор. Вот и борьба с ковидом, конечно, основная часть работы мэра, но ответственным за реализацию антиковидной политики в регионе является губернатор. Поэтому нельзя сравнивать или приводить в пример Сергея Собянина или Александра Беглова, настаивать, чтобы мэры городов действовали с оглядкой на них. У них одни полномочия, а у многих других мэров столичных городов субъектов – другие. Хотя и города располагаются недалеко друг от друга, и население одинаковое. Но в любом случае политика мэров обусловлена политикой глав регионов.
Закон о единой публичной власти, на который часть экспертов возлагают надежды как на норму, способную стабилизировать положение мэров, ещё не вступил в силу, но и он относится в первую очередь к полномочиям губернатора.
Региональная власть первична, без неё ничего не принимается, и с её решениями мэры ничего поделать не могут: как только решение принято губернатором, мэр должен его выполнить. Но в процессе принятия решений мэр должен высказать свою точку зрения – и градоначальники делают это. И несправедливо считать, что голос этот сегодня ничего не значит. Всё зависит от конкретной личности, и есть впечатляющие наглядные примеры, как работает авторитет и лоббистские возможности градоначальников.
Андрей МАКСИМОВ
Политтехнолог, руководитель агентства «Максимов-консалтинг», шеф-редактор сайта «Агитпроп.рф»
Новый законопроект о публичной власти и предполагаемые новые возможности муниципальной власти вызывают скептическое отношение. То, что мэров сейчас не избирают, а в основном нанимают в качестве сити-менеджеров, подтверждает повсеместную девальвацию муниципальной власти.
Сегодня у органов региональной власти очень большая сфера полномочий, и нет чёткого разделения, поэтому местное самоуправление и муниципальная власть просто исчезают, становятся частью государственной системы управления. Мэры становятся просто чиновниками, их остаётся только пожалеть. А так как их полномочия весьма ограничены, они являются чиновниками с большим риском попасть за решётку. Из моих знакомых, которых мы когда-то избирали, почти половина успела там побывать: либо несколько раз под следствием, либо даже в заключении, что очень печально.
И всё это усугубляет внешняя обстановка. Второй год страна живет фактически в экстремальных условиях, когда чрезвычайное положение де-юре не объявляется, но фактически оно есть. Можно констатировать постоянные проблемы и с функционированием экономики в целом, и систем жизнеобеспечения, и коммунальных служб, и социальных служб, которые во многом замыкаются на местном самоуправлении…
В этом плане крайне сложная работа у руководителей муниципалитетов, и высокий уровень ответственности. И опять же – высокие риски, потому что на мэров, как ближайших к жителям города, очень легко списать всё, даже то, за что они никак не отвечают. Их можно фактически увольнять спокойно в любой момент.
Мэр лишается права высказывать своё экспертное мнение по тем или иным решениям, потому что любое экспертное мнение может быть рассмотрено как нелояльное высказывание со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, любой приходящий губернатор будет искать опору, но искать её можно по-разному. Или подружиться, или выбрать самого главного и грозного из местных начальников и его публично распять. Иногда второй вариант более предпочтителен: распинают мэра столицы субъекта Федерации, после этого все понимают: пришёл начальник, с ним лучше не шутить.
Остаётся только пожалеть людей, которые находятся на острие и сверху, и снизу и не имеют никаких правовых защитных механизмов.
В нынешней конфигурации я не вижу перспектив для развития корпуса мэров, потому что самоуправление в том виде, в котором оно было заложено законами, практически сегодня не существует. А закон был очень хорошим: он давал возможность людям на низовом уровне самоорганизовываться, избирать своих лидеров и полностью отвечать за свою повседневную жизнь. Но сейчас права и возможности в значительной степени у них отобраны, государство говорит о том, что люди просто должны пользоваться заботой государства о себе, что делает их достаточно безответственными. Из активных граждан люди становятся потребителями госуслуг на уровне местного самоуправления. Параллельно продолжается процесс укрупнения самоуправления в некоторых регионах, когда объединяется огромное количество мелких поселений сельского уровня. Но если взять конкретные примеры, например, как это делается в Московской области: мы видим большие муниципалитеты – и до мэра, и даже до депутатов людям уже не достучаться. И это уже не местное самоуправление, а что-то непонятное.
Александр ГНЕЗДИЛОВ
Член федерального политического комитета партии «Яблоко». Главный редактор Smart Power Journal
Ключевое политическое событие последних двух месяцев осени, затрагивающее все органы местного самоуправления — а, значит, и практически всех мэров — внесённый в Госдуму проект федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в экспертном сообществе прозванный «проектом Клишаса-Крашенинникова».
Этот законопроект де-юре закрепляет давно идущий де-факто процесс встраивания местного самоуправления в вертикаль власти. Ряд его положений закладывают основу для нарушения статьи 12 Конституции Российской Федерации, закрепляющей самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Кроме того, в случае принятия такого законопроекта потребуется (и авторы документа не отрицают этого) новый закон о местном самоуправлении в России. Что в нём появится, и что не войдёт в него из ныне действующего закона — большой вопрос.
Игнорирование основ конституционного строя Российской Федерации (например, в части федеративного характера государства и независимости местного самоуправления) в законодательной деятельности подрывает стабильность и создаёт существенную правовую неопределённость как для органов местного самоуправления, так и для органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.
Куда более разумно было бы строго придерживаться основ конституционного строя, не подменяя их новациями вроде «публичной власти» и наполняя эти нормы 1-й главы Основного закона реальным содержанием в части федерализма, в том числе и бюджетного, и самостоятельности (в том числе финансовой) местного самоуправления.
На этом фоне руководители городов федерального значения, вместе с другими главами регионов, столкнулись с четвёртой волной пандемии. Её предсказывали заранее, но это не всегда помогало проводить логичную и последовательную политику.
Например, в Москве в период нерабочих дней оказались закрыты городские кинотеатры — но не театры. Невозможно объяснить, почему движущиеся на экране фигурки оказались более опасны для жизни и здоровья граждан, нежели живые актёры на сцене (при том, что театральные залы и больше по вместимости, и лучше заполняются).
Здесь мы как раз видим неопределённость и запутанность в отношениях между федеральными и региональными властями, когда никто не хочет брать на себя конечную ответственность за выработку общего, внятного для населения, курса в борьбе с пандемией. Эти противоречия усиливают недоверие к официальным мероприятиям, и, в конечном счёте, страна каждый день платит за них сотнями жизней россиян.
Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»
Период октября-ноября становится своего рода новой точкой отсчёта для градоначальников: на повестку дня вынесен закон о публичной общественной власти, который осенью начала рассматривать Госдума. Он притягивает к себе внимание несколькими положениями, которые меняют всю систему власти в России. Отныне она должна будет именоваться и стать публичной единой системой.
Для мэров в этом документе тоже есть новое. Например, для мэра Москвы Сергея Семёновича Собянина новая норма снимает известные ограничения на работу в должности в два срока подряд.
Но ключевое в этом документе – то, что в целом для мэров в законопроект заложена реформа местного самоуправления – что также предполагает изменение ряда полномочий.
Впрочем, центр общественного внимания в исследуемый период, по-прежнему, был и остаётся сосредоточенным вокруг пандемии. Сегодня это тема новой волны коронавируса и новых ограничений. Например, голосование в регионах по введению QR-кодов. И хотя решения принимаются на уровне субъектов, это повестка и мэров, поскольку на них лежит ответственность за выполнение решений губернаторов. И уж точно всех градоначальников касается вопрос увеличения темпов вакцинации.
Это и есть основная повестка, а закон о публичной власти, который называли потенциально резонансным, никаких особых вибраций не вызывает, поскольку логичен, понятен, является продолжением принятых в 2020 году поправок в Конституцию. Он в принципе актуализирует систему власти под нынешние реалии, не изменяя её серьёзно, безболезненно и для регионов, и для мэров, в том числе в плане скорой реформы местного самоуправления. Это – эволюционное развитие системы власти, заложенное логикой.
Павел САЛИН
Политолог
Развитие ситуации вокруг мэрского корпуса в рассматриваемый период было обусловлено двумя основными факторами – окончанием выборов в Госдуму и продолжением встраивания местного самоуправления в губернаторскую «вертикаль» власти. Поскольку сюжеты, получившие активное развитие в октябре-ноябре, были завязаны на думские выборы, то начало некоторых из них (отставки мэров в связи с их переходом в нижнюю палату парламента или в связи с их «ненужностью» после окончания кампании) пришлось на конец сентября.
С встраиванием в губернаторскую «вертикаль» было связано несколько событий. Наиболее показательным (во многом эпохальным), но практическим не попавшим в федеральную повестку, стал уход со своего поста главы Белгорода Юрия Галдуна. Он был назначен при прежнем губернаторе, «тяжеловесе» Евгении Савченко, и стал символом возможной консолидации местных элит против «варяга» в лице протеже администрации президента Вячеслава Гладкова. Поскольку Савченко управлял регионом на протяжении 27 лет подряд, степень консолидированности элит в нём носит беспрецедентный характер – похожая ситуация из типологически близких белгородчине регионов наблюдается лишь в Мордовии. Предполагалось, что противостояние губернатора –«варяга» и местных элит затянется, и не факт, что завершится в пользу нового главы региона. Однако мэр всё чаще становился объектом критики со стороны Гладкова, а после думских выборов относительно беспроблемно покинул свой пост.
Другой похожий пример наблюдался в середине осени в Пензе. Там в отставку подал протеже бывшего губернатора Ивана Белозерцева Андрей Лузгин. Правда, ситуация в Пензенской области выглядит гораздо менее «концентрированной» по сравнению с Белгородчиной. Белозерцев, в отличие от Савченко, ушёл «по-плохому», занимал свой пост гораздо менее продолжительный срок, а новый губернатор – далеко не типичный «варяг» и даже занимал руководящие посты в обладминистрации в 2000-е годы.
Примечательно, что обе отставки состоялись после думских выборов, хотя в Пензенской области губернатор сменился весной, а в Белгородской – прошлой осенью. Обоих чиновников было нецелесообразно менять в преддверии осенних выборов, что могло бы повлечь за собой временную демобилизацию контроля над административно-электоральной машиной и сказаться на итогах выборов – как думских, так и губернаторских.
Менее удачно для «варяга» развивалась ситуация в Мурманской области. Там представители местной консолидированной элиты, «точкой сборки» которой выступает мэр областной столицы в 2010-2016 гг. Алексей Веллер**, заблокировали избрание кандидатуры губернатора на пост мэра областной столицы. Это стало очередным сигналом для губернатора – «варяга» Андрея Чибиса о том, что местные элиты желают, чтобы с ними договаривались. Правда, этот сигнал не должен повлечь паралич управленческой машины в областном центре со всеми вытекающими последствиями. На том же заседании, где была заблокирована «губернаторская» кандидатура мэра, почти единогласно утвердили врио сити-менеджера.
Помимо «конфликтных» отставок глав столиц субъектов Федерации, происходили и относительно «технические». В частности, главы Оренбурга, Омска и Краснодара покинули свои посты в связи с переходом в Госдуму. Вне зависимости от того, носил их уход добровольный или добровольно-принудительный характер, весьма красноречиво выглядит место их трудоустройства – нижняя палата парламента. Статус депутата за последние годы серьёзно снизился и приравнен к почти техническому. То, что для нескольких мэров крупных городов (в том числе и двух миллионников) он стал хотя бы частичной, но компенсацией, говорит и о глобальном снижении «котировок» в бюрократической табели о рангах местного самоуправления вообще и мэрских должностей в частности.
Это является проекцией системных процессов встраивания ранее независимых должностей в единую «вертикаль» власти уже без её особого деления на ветви и уровни. В такой логике если мэрские и депутатские должности представляют собой лишь отдельные «ячейки» общероссийской бюрократической машины, то «федеральная» депутатская ячейка представляется если не равноценной, то сопоставимой компенсацией за утрату мэрского поста.
В пользу дальнейшего стирания границ между местным самоуправлением и общероссийской «вертикалью» власти говорит и ноябрьский вброс через подконтрольные администрации президента СМИ. Согласно ему, в Госдуму должен быть внесен законопроект, существенно расширяющий возможности для губернаторов отправлять в отставку глав городов через упрощение процедур на порядок. После одобрения таких норм главы городов вообще и областных столиц в частности окончательно превратятся в чиновников областной администрации со слегка расширенным правовым статусом, а истории, подобные мурманской, станут если не невозможными, то гораздо более редкими.
Первая группа рейтинга
Сергей Собянин (город федерального значения Москва) привлёк внимание обращением к проблеме мигрантов. Требование градоначальника снизить количество «гостей столицы» на стройках прозвучало после резонансных инцидентов с их участием. Почти никто из экспертов не возражал против самой идеи градоначальника минимизировать число приезжих на объектах. Однако достаточно многие наблюдатели вспомнили, что это был далеко не первый громкий «антимигрантский» месседж такого рода со стороны Сергея Собянина. Между тем на реальное положение дел ни один из них не повлиял. Вербальная атака мэра на дворников – мигрантов вызвала, скорее, недоумение: абсолютно непонятно, кто займёт их место?
Сергей Собянин традиционно набирал имиджевые очки, либо лично открывая значимые объекты, либо информируя население о перспективах грядущего благоустройства. В этой связи эксперты отмечают открытие мэром транспортной связки Северо-Восточной и Северо-Западной хорд, утверждение им проекта планировки вдоль акватории Москвы-реки от набережной Марка Шагала до Южного речного вокзала и др. Постановление мэра о повышении с 1 января 2022 года минимальной пенсии для неработающих пенсионеров также вызвало положительный резонанс.
Открытие Центра амбулаторной онкологической помощи на базе первой городской онкологической больницы, а также сообщение, что к 2024 году в Москве будет построено более 30 новых поликлиник, – в ряду безусловно позитивных новостей. К числу достижений градоначальник может отнести относительную стабилизацию эпидемиологической ситуации. Более 5,5 млн жителей полностью вакцинированы от коронавируса. Коллективный иммунитет в городе – 67,1% (против примерно 50% по стране). Достаточно эффектным шагом сочли эксперты поощрение вакцинирующихся машинами и квартирами.
В то же время возможное ужесточение антиковидных мер, расширение мест с доступом по QR-коду и другие ограничения негативно воспринимаются бизнесом и частью москвичей. Так, родители учащихся четырёх школ обратились в Генпрокуратуру и СКР с жалобой на решение мэрии раз в две недели в качестве эксперимента тестировать на коронавирус детей в 10 школах и детских садах. Наблюдатели считают, что в сложившейся ситуации между плюсами от ужесточения противоэпидемических мер и очевидными имиджевыми минусами грань весьма тонкая, и это несёт риски для мэра – как электоральные, так и административные. В любом случае московскому градоначальнику повезло, что ему не пришлось пока действовать по казанскому сценарию.
Сильный удар по своей репутации московская мэрия сама же и нанесла, устроив в ноябре чехарду с нумерацией и маршрутами общественного транспорта. Часть экспертов сообщают, что «под сурдинку» некоторые из маршрутов якобы были просто ликвидированы, ради чего и затевалась вся эта операция.
Тем не менее, среди мэров вновь никто не смог составить конкуренцию Сергею Собянину, и он по-прежнему возглавляет «Национальный рейтинг».
Алексей Копайгородский (Сочи) в итоге более чем успешно справился с серьёзными вызовами предыдущего периода. В частности, нетривиальной являлась задача организации туристического сезона во время эпидемии. Высокая оценка, которую публично дал работе городских властей на этом направлении вице-премьер Дмитрий Чернышенко, не была оставлена экспертами «Национального рейтинга» без внимания.
Однако, по их мнению, ключевым событием, укрепившим имидж мэра и имеющим стратегическое значение для Сочи, явилось утверждение Плана социально-экономического развития города до 2030 года.
Грандиозные изменения «олимпийского периода» не только принесли муниципалитету всемирную славу и ознаменовались множеством современных капитальных объектов, но и генерировали проблемы, которые достались Алексею Копайгородскому и горожанам «в наследство». Ситуация в жилищно-коммунальной сфере только усугубилась: резкий рост населения (с 2014 года число жителей Сочи удвоилось), по сообщениям экспертов, дополняется высокой степенью износа инженерной инфраструктуры курорта. Поэтому масштабное финансирование – 139 млрд руб., которое получит город в рамках упомянутого Плана развития, является огромной победой Алексея Копайгородского и, безусловно, поможет ощутимо улучшить качество жизни сочинцев.
Также эксперты акцентировали внимание на открывающихся в городе новых перспективах в сфере образования. Строительство около 50 профильных объектов в Сочи должно покрыть потребность населения с учётом дальнейшего развития города.
Оперативно, почти изящно, по определению некоторых экспертов, местным властям удалось разрешить чреватую серьёзными социальными конфликтами ситуацию, вызванную волюнтаристским решением федеральных структур изменить схему движения на Краснополянском шоссе. Решение это вызвало массу неудобств для жителей и вполне ожидаемо было встречено ими в штыки. Алексей Копайгородский немедленно обратился к главе региона, который, в свою очередь, вышел на министра транспорта России. В итоге по инициативе мэра Сочи непопулярное решение было пересмотрено, что также пошло ему в плюс в «Национальном рейтинге».
Октябрь в Сочи открылся очередной природной ЧС: уже третьим масштабным ударом стихии за полгода. В результате оползень разрушил коттеджный поселок, повредил муниципальные дороги и федеральную трассу. По сообщениям экспертов, Алексей Копайгородский с первых часов находился в прямом контакте с жителями пострадавших территорий, обеспечил круглосуточную работу межведомственного оперативного штаба, что значительно снизило градус социальной напряжённости на месте происшествия. В максимально сжатые сроки им был решён вопрос оказания помощи пострадавшим, организованы выплаты компенсаций за утраченное имущество.
Наблюдатели обратили внимание и на качественное позиционирование Алексея Копайгородского на информационном поле. Его Телеграм-канал сегодня – один из самых популярных в Краснодарском крае: за месяц его в среднем просматривают 1 миллион пользователей. По имеющейся информации, в октябре он стал третьим на Кубани среди Телеграм-каналов, пишущих о политике.
Что касается антиковидных ограничений, эксперты отмечают последовательную и достаточно жёсткую позицию городских властей, согласованную с властями региональными. Отдыхающие, согласно постановлению губернатора Краснодарского края, с лета заселяются в отели и санатории Сочи с выполнением определённых требований. В ноябре к действующим мерам добавились куар-коды, необходимые для посещения ресторанов и кафе. При этом в Сочи, по информации экспертов, нет никаких протестов населения по этому поводу. Правила стараются исполнять как местные жители, так и приезжие. Городская администрация постоянно контролирует их соблюдение.
По сумме экспертных мнений позиции Алексея Копайгородского в «Национальном рейтинге» существенно укрепились, и он уверенно вернулся в ТОП-10 исследования.
Новый мэр Краснодара Андрей Алексеенко неожиданно попал в федеральную повестку своей оговоркой на заседании городской думы во время утверждения его в должности. Новоиспечённый градоначальник высказал убеждённость в том, что горожане ждут от властей разговоров, а не конкретных дел. Это дало основанием некоторым экспертам в шутливом тоне заявить, что оплошность мэра – лучшее доказательство того, что он – креатура губернатора, который тоже регулярно допускает разного рода оговорки и неоднозначные фигуры речи. Впрочем, подобная затейливая аргументация была явно избыточной: назначение Вениамином Кондратьевым «на город» своего первого заместителя и куратора экономического блока само по себе расставило в этом вопросе все точки над «i».
Исполнять обязанности мэра Андрей Алексеенко, чиновник регионального уровня, стал после того, как его предшественник на посту главы муниципалитета Евгений Наумов пошёл на повышение, заняв пост вице-губернатора. В свою очередь Евгений Михайлович просидел в кресле мэра всего ничего, промелькнув в нём стремительным метеором после перемещения предыдущего градоначальника Евгения Первышова в Государственную Думу.
На конкурс по выборам градоначальника, в котором принимал участие Андрей Алексеенко, было подано 24 заявления, что неожиданно много для таких процедур. Хотя некоторые эксперты и предрекали появление перед самым финишем в числе соискателей значимой фигуры из Центра, этого не произошло. Коммунисты в городской думе, выступающие за прямые выборы градоначальника, при избрании мэра не голосовали, чем не особенно огорчили своих оппонентов.
От тандема губернатора и его человека во главе Краснодара одни политологи ожидают высокой эффективности, а другие предрекают мэру участь оказаться перед дилеммой, чьи интересы первичны, – «старшего» по тандему или города и горожан. Указывают и на возникновение определённых рисков для губернатора, по сути взявшего на себя ответственность за деятельность мэра столицы Кубани.
Существует в экспертной среде и мнение о том, что имеющий большой опыт в коммуникациях с промышленными группами края Андрей Алексеенко поставлен во главе Краснодара для уравновешивания интересов элитных групп, нейтрализации усилившегося строительного лобби и оперативного решения проблем областной столицы, замыкающихся на краевую власть, – ЖКХ, ТЭК и др.
В итоге общая оценка экспертных мнений склонилась к умеренно позитивному восприятию происшедшей ротации.
Отставку мэра Белгорода Юрия Галдуна многие эксперты «Национального рейтинга» предсказывали сразу после того, как регион возглавил Вячеслав Гладков. И хотя губернатор публично заявлял, что не собирается расставаться с мэром областного центра, большинство наблюдателей прогнозировали, что это случится в силу кадровой логики региональной вертикали власти. Кроме того, градоначальник укорил этот процесс рядом управленческих действий со знаком минус (среди них, например, затянувшееся решение проблемы городских свалок). Показательно, что эксперты «Национального рейтинга» прочувствовали ослабление позиций Юрия Галдуна за несколько месяцев до ротации главы области: мэр безостановочно ухудшал свои позиции в исследовании с мая 2020.
По версии прежнего мэра, на своей отставке он чуть ли не настоял, трижды обращаясь к губернатору с просьбой освободить его от должности. Во многих СМИ, тем не менее, была опубликована, по оценкам экспертов, недостоверная информация о том, что мэру вменили скандал с пытками в одной из колоний.
Горсовет Белгорода 13 октября назначил исполняющим обязанности главы администрации Антона Иванова и определил состав конкурсной комиссии (три человека от горсовета, три – от губернатора), которой предстоит оценить кандидатов на должность мэра. Предполагается, что его выберут депутаты тайным голосованием 21 декабря.
Большинство экспертов «Национального рейтинга» считают, что реальных оппонентов, способных повлиять на итоговый результат, у врио не будет.
Ранее Антон Иванов занимал должность генерального директора Белгородской ипотечной корпорации, руководил областным Фондом поддержки ИЖС. Эксперты сочли логичным, что врио начал выдвигать в горадминистрацию людей, хорошо знакомых ему по старым местам работы. На одну из ключевых и проблемных позиций – руководителя Управления «Белгорблагоустройство», где за два года сменилось семь начальников – он пригласил своего прежнего помощника Максима Арабинского, отвечавшего за развитие инфраструктурных проектов.
Наблюдатели отмечают, что Антон Иванов активно включился в решение муниципальных проблем, достаточно грамотно выстраивает медийную политику. Эксперты позитивно оценили решение мэрии не пользоваться в течение ближайших двух лет внешними заимствованиями из-за роста цен на кредитование. В ходе публичных слушаний проекта бюджета города на предстоящие три года прозвучало, что большую часть средств муниципалитет потратит на образование и социальную политику, что также позитивно воспринято как экспертами, так и горожанами.
Дело, скорее всего, идёт к тому, что во главе Белгорода окажется ставленник губернатора. Такой исход лучше, чем возможные трения между различными уровнями власти. Во всяком случае, появление нового лица остановило падение представителя Белгорода в «Национальном рейтинге».
Магнитогорск, второй по величине населенный пункт Челябинской области, обрёл старого-нового градоначальника – следующие пять лет муниципалитет вновь будет возглавлять Сергей Бердников. Для экспертов «Национального рейтинга» сюрпризом это не стало – реальных конкурентов и, соответственно, интриги в выборах не наблюдалось. На конкурсе, где отобрали кандидатов на должность мэра, действующему главе противостояли замдиректора ООО «Передовые инженерные технологии» Анатолий Ефименко и ведущий инженер цеха «Прокатсервис № 5» предприятия «ОСК» Денис Савельев. Их изначально наблюдатели расценивали как формально-процедурные фигуры. За Сергея Бердникова депутаты горсобрания проголосовали единогласно.
Теперь мэру предстоит решать уже знакомые проблемы с обновлением инфраструктуры, экологией и т. д. Так, эксперты обратили внимание на протестную активность жителей поселка Новая стройка: они пожаловались в Администрацию президента на качество воздуха и потребовали закрыть перерабатывающий цветной лом завод ООО «Алмаз», отравляющий, по их убеждению, атмосферу. Жители уверены, что владельцы предприятия занижают отчётность по вреду, наносимому экологии. И хотя, по мнению части экспертов, действенными рычагами по воздействию на владельцев предприятия муниципалитет не располагает, ему досталась доля критики за создавшуюся ситуацию.
Добавил очков команде Сергея Бердникова прошедший в Магнитогорске Всероссийский форум по развитию промышленного туризма, который собрал более 60 представителей значимых компаний со всей России.
Положительно оценили наблюдатели принятие новых правил организации работы торговых объектов в городе, благодаря чему улучшатся условия труда продавцов, санитарное состояние и эстетика внешнего вида объектов торговли.
В плюс городским властям пошло и продление ещё на год льгот на проезд в общественном транспорте для пенсионеров.
Несмотря на некоторые пертурбации в рассматриваемый период, Сергей Бердников, по мнению большинства экспертов, поднимается в «Национальном рейтинге», возвращаясь в ТОП-25 исследования.
Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»
Несмотря на существующий вызов, который стоит перед всей страной – введение выходных периодов и других методов по сдерживанию распространения заболеваемости и смертности от COVID-19 (стимуляция вакцинации, например) – в Москве дела обстоят лучше, чем в ряде регионов. Введены не такие серьёзные ограничения, но при этом удалось прервать цепочки заражений, есть снижение заболеваемости, что позволяет не останавливать развитие города и его экономику.
Мэр лично занимается планированием развития районов российской столицы, практически каждый день выступает, принимает участие в судьбе таких знаковых мест в Москве, как арбатские переулки, Покровское-Стрешнево, других городских локаций, занимаясь поступательным развитием города в заданной стратегии, в том числе транспортным развитием столицы.
Например, это недавнее открытие нового вокзала на востоке Москвы. Факт: текущая работа и введение антиковидных мер (хоть некоторые и считают, что они должны быть значительно жёстче) позволили не останавливать город.
Возможно, Москва, как и вся страна, ближе к середине декабря снова подойдёт к введению QR-кодов, которые уже действуют в 26 регионах. Всё зависит от конкретной ситуации по заболеваемости. Возможно, Москве удастся избежать ограничительных мероприятий, и достаточно будет уже действующих в группах риска мер.
Дмитрий ЕЖОВ
Политолог, доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Событийный фон последних двух месяцев, влияющий на рейтинговые показатели мэров российских городов, преимущественно сосредоточен вокруг практической реализации совокупности ограничений в условиях роста заболеваемости коронавирусом COVID-19. Принятие на федеральном уровне решения о введении нерабочих дней и набравшая обороты публичная полемика в отношении необходимости введения QR-кодов находят непосредственное отражение в политике региональных и городских властей.
Ярким примером является линия поведения мэра города Москвы. В соответствии с решением С. Собянина нерабочие дни в городе начались с 28 октября и были сопряжены с краткосрочным локдауном, подразумевавшим ограничение работы предприятий общепита и сферы услуг, что в целом позволило переломить тенденцию к росту заболеваемости.
Динамика заболеваемости в Москве позволяет вводить систему QR-кодов постепенно, и на сегодняшний день они требуются для посещения театров, музеев и массовых мероприятий. При этом в городе не фиксируются факты организации акций протеста против введения QR-кодов, имевшие место, в частности, в Казани, Тюмени и Волгограде. В отношении необходимости тщательного продумывания параметров введения необходимой на сегодняшний день системы QR-кодов следует учитывать пример Казани, где первый в стране эксперимент по введению QR-кодов в общественном транспорте за первые несколько дней его реализации экономически ударил по муниципальным перевозчикам вследствие снижения пассажиропотока.
На общем фоне политические потери для С. Собянина практически исключены по причине отсутствия Москвы в лидерах антиковидной повестки.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»
Должность мэра Тюмени – очень статусная, в разные годы, я напомню, её занимали три губернатора: Якушев, Моор и Куйвашев. То есть политическая планка для мэра Руслана Кухарука очень высокая, но, как мне кажется, он до неё дотягивается. Напомню, что недавно градоначальник был включён в состав Госсовета как представитель местного самоуправления. Это в определенной степени признание заслуг.
Очень, кстати, важный показатель – темпы прироста населения города. За годы, пока город возглавляет Кухарук, прирост составил почти 50 тысяч человек. Активно идёт миграция, в том числе из других регионов и постсоветских стран.
Мэр, кстати, в кулуарах говорит о том, что вполне реально превратить Тюмень в уральский миллионник. Правда, если такая задача будет поставлена официально, то, могу предположить, не обойдётся без приписок. И главное, чтобы темпы развития инфраструктуры не отставали от темпов прироста населения.
Самый существенный минус Кухарука – это низкая медийная активность. Ну, скажем, инстаграм* у мэра скорее мёртв, чем жив. 2 тысячи подписчиков по нынешним меркам — это ничто. А в таком информационно развитом городе, как Тюмень, мэру нужно, конечно, активнее использовать медиа. Наверняка у Кухарука есть интересные проекты (по крайней мере, отрывочно только за последние месяцы он заявлял о разработке городского брендбука, строительстве стелы трудовой доблести и снежного полигона), но всё это как бы походя, вскользь, без прямого контакта с жителями. Как будто население – отдельно, а мэр – отдельно.
Александр МАЛЬКЕВИЧ
Журналист, политолог. Член Общественной палаты РФ. Генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург»
На фоне борьбы с пандемией общество всё реже замечает другую, не менее значимую работу властей, которая, между тем, не останавливается, несмотря на мировой ковидо-кризис. Так, заканчивается год экологии в Северной столице, и весь прошедший период власти города уделяли повышенное внимание вопросам защиты окружающей среды. Весной был введён в строй Охтинский коллектор, сейчас ведётся масштабная модернизация Северной станции аэрации.
По словам губернатора Александра Беглова, «благоустройство общественных пространств, дворов, проездов и газонов — один из главных запросов горожан». В этом году жители города могли принять участие в акциях по высадке деревьев и кустарников на специально подобранных участках.
Только за осенний период благоустройства в городе на Неве высадили около восьми тысяч деревьев. Более 30 тысяч кустарников и порядка 3 тысяч деревьев влились в зелёный ландшафт города, благодаря работе районных администраций и органов местного самоуправления. Также было очищено свыше 141 миллиона квадратных метров территорий, и ликвидировано 80 незаконных свалок.
Мобильная экологическая дежурная служба мегаполиса получила новое оборудование. Оно предназначено для контроля состояния атмосферного воздуха, воды и почвы.
В распоряжение экологов Санкт-Петербурга поступила передвижная лаборатория, оснащённая системами для экспресс-анализа качества воды и почвы, а также дозиметром для определения уровня радиационного фона. «Вопросы экологии в Петербурге — традиционно в числе приоритетных. Состояние воздуха, воды, почвы во многом зависит от работы экологических аварийных служб. Крайне важно оперативно реагировать на случаи загрязнения территории нашего города. Новая техника позволит специалистам своевременно выявлять угрозы окружающей среде», — отмечает Александр Беглов.
В 2022-2024 годах из бюджета Петербурга на благоустройство будет направлено свыше 20 млрд рублей. Об этом губернатор заявил, представляя депутатам Законодательного собрания проект главного финансового документа на предстоящую трёхлетку.
Уже сегодня можно проследить позитивный тренд управленческой и инвестиционной динамики на благо города. За последние три года темпы строительства образовательных объектов — самые высокие в истории Петербурга. К концу 2024 года в Петербурге планируют ввести в эксплуатацию 205 школ и детских садов. Глава города отмечает, что поддержка президента, эффективная борьба с COVID, а также эффективная работа правительства дали очень важный результат — в Петербурге появилась возможность увеличить расходы на социальную сферу и развитие, а также приступить к реализации планов, которым помешала пандемия. А пока после масштабной реконструкции с ноября учеников вновь принимает 434-я школа — одна из старейших в городе.
Сокращение очереди в детские сады — одна из главных задач города на ближайшее время. К 1 сентября в Петербурге открылись 20 новых детских садов, а до конца года откроется ещё шесть. Дополнительные места для малышей появились в результате строительства, реконструкции и выкупа соцобъектов у инвесторов.
Ну, и о памяти – как показателе нравственного уровня общества. Город намерен содействовать благоустройству мемориала погибшим в небе над Синаем в теракте 31 октября 2015 года: средства будут выделены в ближайшее время.
Подводя итог исследуемого периода для губернатора, можно сказать, что он прошёл плодотворно и результативно: Александр Беглов – человек дела, в чём мы снова убеждаемся.
Анатолий КОРНЕЕВ
Член Общественной палаты города Ханты-Мансийска. Член Союза журналистов России
Октябрь-ноябрь нынешнего года ознаменовались сразу несколькими важными событиями для города Ханты-Мансийска и городского сообщества. Пожалуй, самое важное из них – закончилось формирование органов местного самоуправления на предстоящие пять лет. Начал работать новый состав думы города, в котором абсолютное большинство депутатов – представители партии «Единая Россия».
Глава города Максим Ряшин, работавший в этом качестве десять лет, на ноябрьском заседании думы единогласно избран на новый срок. Горожане по достоинству оценили результаты работы Максима Ряшина и его команды в жилищном строительстве, в реализации программы благоустройства и создания комфортной среды для проживания.
По инициативе главы города прошло уникальное мероприятие – Всероссийский форум-выставка «Изюминки комфорта», в ходе которого на улицах города были представлены современные разработки и креативные решения в сфере организации общественных пространств. Губернатор Югры Наталья Комарова предложила тиражировать опыт проведения фестиваля благоустройства по всей Югре.
Сейчас в Ханты-Мансийске приступили к разработке стандартов и критериев по организации и оценке общественных пространств всесезонного использования для северных территорий – «Северный стандарт».
Минстрой России в конце октября представил данные нового Индекса цифровизации городского хозяйства в городах страны — «IQ городов» по итогам 2020 года. Столица Югры вошла в ТОП-10, заняв восьмую строчку рейтинга в группе «Большие города с населением от 100 до 250 тысяч жителей».
Напомню, Ханты-Мансийск вошёл в перечень городов-пилотов для участия в ведомственном проекте «Умный город» в 2019 году, а результаты Индекса за 2020 год демонстрируют, что в нашем городе процесс цифровизации идёт высокими темпами и показывает эффективность проведения мероприятий по цифровой трансформации городского хозяйства по проекту «Умный город».
В Ханты-Мансийске успешно прошла Всероссийская перепись населения. Численность населения, по предварительным данным, превысила статистические показатели на 9%. Это свидетельствует о том, что наш город – привлекательный для жизни.
Добавлю, Максим Ряшин отмечен благодарностью ФАДН за значительный вклад в реализацию государственной национальной политики РФ. Ханты-Мансийск является домом для представителей свыше ста национальностей. Он признан победителем в конкурсе «Лидеры в сфере государственной национальной политики» в номинации «Главы, заместители глав городских округов». Открытый конкурс Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Лидеры в сфере государственной национальной политики» прошёл в октябре на площадке Всероссийского форума национального единства.
В 2020 году администрацией Ханты-Мансийска совместно с компанией «Русатом. Инфраструктурные решения» были разработаны три типовых проекта для граждан с различными нарушениями здоровья. И в октябре ещё одна «умная квартира» для инвалида обрела своего хозяина – девушку с нарушением зрения Анну Байда. Это уже третья «умная» квартира в Ханты-Мансийске, приспособленная с учётом специальных потребностей инвалида со 100% потерей зрения: вход в жилой дом и до квартиры оборудован тактильными указателями, в квартире установлены датчики, сигнализирующее об открытии окон и дверей, голосовое управление освещением и бытовыми приборами.
Таланты юных хантымансийцев оценили в рамках финальных испытаний Всероссийского конкурса школьников «Большая перемена» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Итоги подвели в детском центре «Артек». Учащаяся средней школы № 3 города Ханты-Мансийска Виктория Бровина вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена». Девушка представляла свой проект «PrОсвет» по направлению «Среда обитания». Награду в размере один миллиона рублей она сможет потратить на обучение. Ещё двое учащихся из нашего города стали финалистами этого престижного конкурса.
Ещё один креативный проект начал реализовываться в туристической сфере – аудиогиды начали работать в общественном транспорте.
Компании из Ханты-Мансийска стали победителями национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организованного Министерством сельского хозяйства РФ.
Я мог бы бесконечно писать о нашем городе и о результативной работе Максима Ряшина в должности главы города, ибо они, как говорится, налицо. Сегодня Ханты-Мансийск представляет собой современный, уютный и комфортный для жизни город. И мы с вами понимаем, что это зависит в первую очередь от того, какие цели ставит перед собой лично и перед своей командой первое лицо. Цели Максима Ряшина совпадают с ожиданиями горожан. И это, пожалуй, главное.
Олег АГАПОВ
Философ, профессор Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), эксперт Общественной палаты Республики Татарстан. Член Общественной палаты Республики Татарстан (2012 -2016 гг.)
Избрание в ноябре мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина главой Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» как для Казани, Татарстана, так и для России обозначает развитие международного сотрудничества именно в рамках устойчивого развития городов-мегаполисов. Мегаполисы давно уже являются важнейшим фактором развития современной цивилизации, это во многом – вызов. Мегаполис – всегда сложно, но вместе с тем, как показывает, например, исследователь Ханна Парок, за ними – будущее. Научиться совмещать различные уровни сложности: мегаполисы, города поменьше, и сочетать пространство – это одна из важнейших задач современной цивилизации.
Это, конечно, и большая ответственность, потому что Казань станет своего рода пилотной площадкой, в рамках которой можно протестировать многие современные решения. Например, управление структурами города с помощью цифровых платформ, лучшую динамику развития местного городского самоуправления.
Это будет замечательный опыт, главное, чтобы он выстраивался в конструктивном русле, чтобы принимались взвешенные решения, и мы имели возможность смотреть и влиять на темп и ритм этих изменений, на их смысловую составляющую.
Ильсур Раисович Метшин хорошо себя зарекомендовал ещё мэром города Нижнекамска, в Казани он свои качества только развил. Очень грамотный руководитель, многие изменения реализовывает личным примером, выстраивает хорошую коммуникацию между НКО и муниципальной властью. Ильсур Метшин – зрелый, взвешенный политик, который может реализовывать не только управление мегаполисом, но и достойно воплощать и республиканские, и федеральные проекты.
Павел ДАНИЛИН
Директор центра политического анализа
Из-за введения в ноябре QR-кодов в транспорте Казань стала «застряльщиком» процесса ограничений. Ситуация в столице Татарстана, особенно на фоне информации о многочисленных актах неповиновения со стороны населения и даже столкновений с контроллёрами и прочими инцидентами, привлекла серьёзное внимание общественности. На примере Казани вся страна наблюдает, насколько введение QR-кодов в общественном транспорте в принципе возможно, и какую реакцию оно вызывает.
Конечно, мэр Казани Ильсур Метшин не сам придумал такие меры – это работа руководства республики, местного Роспотребнадзора. Поэтому в целом нельзя сказать, что если в Казани усугубятся проблемы, Метшин будет крайним. Но одним из крайних он стать может. Если ему удастся продержаться в своих ограничительных мерах, население республики с ними смирится, и не будет серьёзных общественных волнений, то не исключено, что его акции даже пойдут вверх.
Сейчас полиция и власти жёстко выступают против публичных мероприятий, пикетов и прочего. Но как будут развиваться события дальше – большой вопрос. С момента введения QR-кодов для проезда ситуация несколько улучшилась, нет серьёзных столкновений с населением, хотя число тех, кто не смог попасть в общественный транспорт продолжает расти: в первый день ввода меры таких граждан было более 700, сейчас уже порядка 2 000. Здесь важно, насколько жёсткой будет поддержка со стороны властей республики.
Руководство Татарстана сделало важный шаг в сторону недовольных: QR-коды будут выдаваться и тем, кто сделал пока первый компонент прививки, а не только полностью завершившим вакцинацию. Но увидим результаты мы, конечно, не через неделю, будем наблюдать дольше.
Очевидно: сегодня у населения по отношению к власти присутствует недовольство, и в том числе оно распространяется на мэра Казани. Это – минус. Но то, что QR-коды будут давать после первой прививки – это реакция на недовольство. Значит, власти чувствуют к себе негатив и пытаются дать на него ответ.
Дмитрий ФЕТИСОВ
Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»
В сентябре 2021 года исполнилось ровно два года, как Копайгородский занял должность мэра Сочи. Два года работы – именно тот срок, который уже позволяет не только оценивать, как чиновник такого уровня вошёл в ход дел на территории, но и как он работает в настоящий момент, и что способен продемонстрировать в будущем. Поэтому имеет смысл рассмотреть деятельность Копайгородского не только за рассматриваемый в рамках данного рейтинга временной промежуток, но и в целом с момента его начала работы в качестве мэра Сочи.
Однозначно можно говорить, что Алексей Копайгородский оказался более чем весомой заменой сильному, но достаточно скандальному экс-мэру Сочи Анатолию Пахомову. Учитывая специфику региона и напряжённые отношения Пахомова с губернатором края Вениамином Кондратьевым, не удивительно, что Сочи держался обособленно от Краснодара. И одним из главных достижений Копайгородского можно назвать тот факт, что он сумел наладить коммуникацию между администрацией Сочи и правительством Краснодарского края, не нарушая субъектность города-курорта, что упростило взаимодействие между Сочи и краевой администрацией по вопросу бюджетного финансирования важных социальных и инфраструктурных городских программ. Добавляем к этому достижению аккуратный подход Копайгородского к решению наболевших городских вопросов, когда ситуация перед принятием решения изучается и анализируется, а не продавливается напролом, сохранение баланса элит в городе с ресурсными элитами, выстроенную информационную политику и попытки выстроить позиционирование Сочи не только как города-курорта, но и делового и инфраструктурного центра. Всё это в совокупности и позволяет утверждать, что Копайгородский стал не только достойной заменой Пахомову, но и способен со временем вывести Сочи на принципиально новый уровень развития.
И переходя к оценке работы Копайгородского за рассматриваемый рейтингом временной промежуток, в первую очередь как раз и надо отметить, что Копайгородский добился того, что лично премьер Мишустин озвучил решение правительства РФ о выделении городу-курорту 139 млрд руб. на программу комплексного развития до 2030 года. Тот факт, что правительство выделяет под Копайгородского такие суммы, говорит о том, что программа развития, над которой работала его команда, признана верной и эффективной на самом высоком уровне. И это не только главное достижение Копайгородского за последние месяцы, но и одно из главных достижений за два года работы. Тем более, что демонстрацией поддержки такого уровня Копайгородский не только ответил скептикам, но и успокоил горожан, многие из которых считали, что деньги будут выделяться на развитие Сириуса, а про сам Сочи «забудут».
Вторым критерием, по которому следует оценивать работу Копайгородского за рассматриваемый период, является работа администрации во время «длинных выходных». Администрация города сумела достойно организовать работу городских служб и объектов инфраструктуры и справиться с нахлынувшим потоком отдыхающих без активных вспышек заражений ковидом. В самой мэрии изначально обозначили, что будут строить работу с объектами туристической инфраструктуры без активного давления, но и не закрывая глаза на нарушения. В итоге можно констатировать, что мэрия эту задачу более чем успешно выполнила. Учитывая, что «ковидный критерий» является в настоящее время одним из главных для оценок работы губернаторов и мэров, Копайгородский может записать и это достижение себе в актив.
Ну, а третьим критерием можно назвать испытание работы команды Копайгородского природными стихиями. Случившийся в октябре оползень на Мамайском перевале нанёс серьёзный удар не только по жилью жителей окрестностей, но и по транспортной инфраструктуре, практически разрушив участок федеральной трассы. И уже сейчас можно говорить, что Копайгородский справился с этим испытанием: можно отметить оперативный контроль над происходящим, расселение жителей из пострадавшего жилья, начало работ по восстановлению трассы, улаживание вопросов с Автодором и РЖД. Эта ситуация, очень болезненная для города-курорта, показала, что Копайгородский умеет не только приводить инвестиции и заниматься имиджем вверенной ему территории, но и оперативно работать над устранением ЧС.
Резюмируя, можно сказать, что на фоне отсутствия каких-либо серьёзных поводов для критики за последние месяцы и демонстрации значимых достижений позиции Копайгородского заметно выросли и укрепились.
Андрей РАТЬКОВ
Историк, социолог. Директор филиала медиа-холдинга «Народная медиа-группа» в Краснодарском крае, главный редактор портала «Сочи Стрим»
Заметным успехом, можно сказать, реперной точкой двух лет работы мэра Сочи Алексея Копайгородского стало выделение муниципалитету 139 миллиардов рублей на программу комплексного развития курорта до 2030 года. Сообщил об этом в первый рабочий ноябрьский день после локдауна сам председатель правительства России Михаил Мишустин, что только усилило резонанс.
Первые сообщения о работе в данном направлении начали озвучиваться командой сочинского мэра ещё два года назад. При этом у части местных общественников возникал вполне логичный скепсис: руководствуясь предыдущим опытом развития города, они заявляли, что анонсирование инфраструктурных мероприятий программы и сама программа, а главное – реальные деньги, которые под все это закладывается – разные сущности. Не всегда в истории Сочи красиво озвучиваемые цели реализовывались в конкретные дела. В настоящее время могу констатировать ситуацию, когда действующая команда управления муниципалитетом достигла Рубикона: принципиальное решение по срокам, объёмам финансирования и главным направлениям развития Сочи приняты. Векторы целеполагания и принятия решения совпали.
В этой длительной и сложной работе, завязанной на обширные коммуникации с большим количеством центров принятия решений, Алексей Копайгородский сумел продемонстрировать удивительную гибкость и организаторские качества. Работа предыдущих сочинских градоначальников неоднократно показывала, что должность мэра Сочи часто связана с прямым выходом на федеральный уровень. Ключевую роль при подобных контактах играли субъективные качества того или иного мэра. Россия полна типичных примеров, когда именно эти качества являлись источником возникновения конфликтов на уровне региональных элит. При этом действующий мэр города Алексей Копайгородский не только демонстрирует приверженность политике действующего губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, но и на практике следует этому курсу. К примеру, выражая в своем Телеграм-канале благодарность всем, кто принимал участие в разработке и принятии указанной программы, Алексей Копайгородский чётко расставил ранги: президент Владимир Путин, правительство, премьер Михаил Мишустин, вице-премьер Марат Хуснуллин, губернатор Вениамин Кондратьев. Только после упоминания губернатора мэр Сочи в своём благодарственном сообщении перечислил имена федеральных министров, участвовавших в решении этого значимого вопроса. В российской практике в таких случаях обычно вначале следует весь «федеральный блок», а потом уже отдельной строчкой в комплиментарном контексте упоминается тот или иной губернатор.
В кратко-историческом контексте решение, принятое правительством, является самым крупным выделением средств муниципалитету со времени масштабных строек, связанных с подготовкой к Олимпиаде. Однако, в отличие от эпохи олимпийских строек, когда крупные ассигнования направлялись в первую очередь в развитие горного кластера и спортивных объектов в Имеретинской низменности, а также в транспортную инфраструктуру Центрального, Адлерского и отчасти Хостинского районов города-курорта, сейчас векторы развития выглядят несколько иначе. Так, значительная часть средств по принятой восьмилетней программе развития затрагивает инфраструктуру Лазаревского внутригородского района, который, с точки зрения благоустройства, до сих пор считался своеобразной «сочинской Аляской».
Важным испытанием для Алексея Копайгородского стал инициированный федеральными структурами ГИБДД эксперимент по введению одностороннего движения по пути из Адлера в Красную Поляну и обратно. Предполагалось, что движение на Красную поляну пойдёт по так называемой «новой дороге», тогда как в сторону Адлера из горного кластера нужно будет двигаться по автотрассе, созданной ещё в советскую эпоху. На практике оказалось, что данный эксперимент (затрагивавший, кстати, и честь проектировщиков самой дорогой в России олимпийской, совмещенной с ж/д, автотрассы) создал множество транспортных проблем для местных жителей. В новом режиме трасса проработала сутки и вызвала волну недовольства жителей.
Путем координации усилий местной команды управленцев с жителями попытки стихийного уличного протеста 22 октября были трансформированы в сход граждан утром 23 октября, на котором было объявлено о прекращении эксперимента. В данном случае местная власть продемонстрировала населению, что с ней возможен гражданский диалог, а муниципалитет способен договариваться с федеральными и краевыми центрами принятия решений по подобным вопросам и выступать на стороне горожан. Реакции силовых структур по отношению к общественным активистам во время и по итогам эксперимента не последовало, что тоже показательно. Публичное объявление решения о прекращении эксперимента сочинцы, присутствовавшие на сходе жителей в селе Молдовка, встретили аплодисментами. Аналогичная реакция прозвучала и в социальных сетях.
Введение недельных «каникул», связанных с распространением коронавирусной инфекции, обусловило массовый приезд в Сочи туристов из различных регионов России. Одновременно с этим в Краснодарском крае были усилены санитарные ограничения, ужесточён масочный режим, усилилось стимулирование граждан к вакцинации. На этом фоне в Сочи были зарегистрированы лишь немногочисленные случаи нарушения режима QR-кодов в секторе HoReCa, что свидетельствует о способности команды Алексея Копайгородского взаимодействовать с местными бизнес-структурами без режима «закручивания гаек», жёстко наказывая лишь немногочисленных нарушителей порядка. При этом наибольшее административное воздействие для соблюдения режима ограничений пришлось применить в общественном транспорте. Жители неоднократно заявляли в социальных сетях о пренебрежении значительной части горожан мерами безопасности в автобусах и электропоездах. Последовавшие вслед за этими обращениями рейды на транспорте вновь продемонстрировали эффективную информационную и административную связку в системе взаимодействия «жители – местная власть».
Ещё одним испытанием для Алексея Копайгородского стал крупный оползень на Мамайском перевале города-курорта, через который проходит единственная федеральная трасса, связывающая Сочи со страной. Часть дороги на перевале была повреждена. В зоне оползня оказался коттеджный посёлок, дома в котором стали не пригодными для жилья. Мэрия в контакте с силовиками сумела быстро организовать переселение граждан, обеспечить охрану территории и личного имущества людей. Пострадавшим от оползня выплачены первые компенсации. В короткие сроки дорожники сумели снять режим реверсивного движения на этом участке трассы. Для предотвращения транспортного коллапса на Мамайском перевале Алексей Копайгородский провёл оперативные переговоры со структурами РЖД и крупным бизнесом, работающим в Сочи, по переводу значительной части грузопотока, следующего в город, на железнодорожный транспорт. В данном случае команде сочинского мэра предстоит решить немало хозяйственных и юридических задач по нормализации ситуации с разрушенными домами. Насколько эффективно это будет сделано – покажет время и реальная практика.
Игорь БАРАНОВ
Политический консультант, аналитик, социолог. Координатор KD Group Political Consulting (г. Сочи)
Краснодарский край одним из первых по стране ввел QR-коды для посещения кафе и ресторанов, а также для участия в массовых мероприятиях. Однако в целом ограничения, связанные с новой волной коронавируса, на мой взгляд, не сработали. Ковидные каникулы в Краснодаре прошли на «ура», люди много общались, ездили в общественном транспорте без масок, целовались! Таким образом, легко могли заразить друг друга.
Главная задача Кондратьева — взятие Краснодара под свой контроль после ухода возглавлявшего город с 2016 года Первышова в Государственную Думу. В двадцатых числах октября прошли обыски у заместителя мэра Артема Доронина, курирующего вопросы транспорта и дорожного хозяйства с 2017 года. Согласно некоторым источникам, Доронин может стать фигурантом уголовного дела, связанного с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». И тут уже речь может идти о нецелевом использовании средств и других сопутствующих факторах.
Первый вице-губернатор Андрей Алексеенко сначала стал первым вице-мэром, а затем и исполняющим обязанности главы города. Он подал документы на конкурс по выборам мэра и 15 ноября им стал («за» проголосовали 40 из 40 депутатов). У Алексеенко есть опыт, он прошёл путь от администрации Краснодара до администрации края, вместе с губернатором решил проблему дольщиков. Как утверждает Телеграмм-канал «Выборный», Алексеенко готов продвигать интересы близкого к нему и Кондратьеву строительного бизнеса. Поразительно, что во время своего выступления при назначении Алексеенко заявил, что «от властей ждут разговоров, а не конкретных дел». Возникает вопрос: оговорился или проговорился новый мэр Краснодара?
Виктор САПРЫКА
Социолог, директор Института приграничного сотрудничества и интеграции (г. Белгород)
После выборов состоялся ожидаемый уход в отставку белгородского градоначальника Юрия Галдуна, недовольство работой мэра губернатор Вячеслав Гладков публично высказывал и до своего избрания.
Можно отметить, что после избрания губернатор Вячеслав Гладков серьёзно занялся работой с муниципалитетами Белгородской области, и эта отставка будет не последней.
Врио главы города стал Антон Иванов, который ранее занимал должность генерального директора Белгородской ипотечной корпорации. Скорее всего, после 1 декабря и проведения конкурса на замещение должности главы администрации именно Антон Иванов займёт вакантное место мэра. В целом областной центр получит в наследство молодого управленца-технократа, которому достанутся реформированная система управления, созданные управы и довольно неплохие социально-экономические показатели. Напомним, что в 2021 году город Белгород занял первое место среди всех российских городов по индексу IQ, что обязывает будущего главу продолжать цифровизацию как экономики, так и публичного управления.
Юлиана ТРОФИМОВА
Журналист, заместитель главного редактора общественно-политического сетевого издания «Московский Комсомолец в Туле»
Глава администрации Тулы Дмитрий Миляев не принадлежит к числу ярких и самостоятельных политиков. Явно демонстрируя, что его больше волнует не возможность «засветиться» на федеральном уровне, а подготовка города к зимнему сезону. На этой должности Дмитрий Миляев трудится два года и к нынешнему декабрю стиль его работы вполне сложился.
Прежде всего, он является одним из основных игроков команды губернатора, крайне щепетильно относится к поручениям главы региона и старательно следует всем его указаниям.
Глава горадминистрации демонстрирует открытость при взаимодействии с журналистами, не уходит от острых тем. И при этом среди сильных сторон Дмитрия Миляева эксперты отмечают умение избегать скандалов, противоречивых политических и общественно-значимых ситуаций.
Дмитрий Миляев сформировал эффективную систему управления городским хозяйством, которая пользуется доверием не только региональной власти, но и большинства жителей города. И ситуация, при которой он лично контролирует муниципальный проект «Наш город», выглядит не демонстрацией или показухой, а обычным эпизодом из рабочего графика. Ремонт дворов, детских и спортивных площадок, обустройство уличного освещения, реновацию общедомового имущества, — во всех этих темах он выглядит не свадебным генералом, а решающим реальные городские проблемы хозяйственником.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»
Лично мне мэр Липецка Евгения Уваркина импонирует своей живостью и, как сейчас модно говорить, «новой искренностью».
Её поведение не вяжется с привычным для России имиджем мэра – сухаря-чиновника. Может матом припечатать подрядчиков или лично сорвать рекламу, которая ей не нравится.
Правда, нередко эта непосредственность граничит с показухой и популизмом. Ну, всё же не дело мэра – выбирать цвет тротуарной плитки, для этого есть целый департамент ЖКХ. Если мэру приходится решать рядовые вопросы в «ручном режиме» — это, как мне кажется, показатель отсутствия команды и неэффективности работы всей системы управления городом.
В Липецке уже больше года нет замглавы по социалке: Евгений Павлов ушёл в депутаты ещё в сентябре 2020 года. Зам по социалке уже менялся трижды за то время, что Уваркина – мэр. Думаю, в такой ситуации говорить о сплочённости команды не стоит.
Евгения Уваркина, конечно, ещё со времени московской работы в Общественной палате привыкла быть в центре внимания прессы. И особенно – федеральной. Ну, и, мягко говоря, она всё же далека от народа – с годовым доходом более 100 млн рублей и роскошными поездками в Дубай она этакий липецкий Рудольф Джулиани.
Уваркина (причём, насколько мне известно, именно лично, а не только её пресс-секретарь Попова) продолжает выстраивать имидж мэра федерального уровня. Из самых значимых событий в Липецке последних 2 месяцев я отметил бы презентацию схемы транспортного развития города. Но, увы, месседж этот был направлен скорее не на самих жителей, а на внешнюю аудиторию.