Результаты госзакупок лекарственных препаратов, проведенных федеральными и региональными ведомствами за последние несколько лет, демонстрируют отсутствие конкуренции в этом сегменте. Так, с начала 2018 года по август 2019 года компания АО «Фармстандарт» принимала участие в 681 электронном аукционе на закупку лекарств госструктурами. И в 98% случаев оказывалась единственным участником конкурсных процедур.
Согласно мониторингу применения закона о госзакупках, который ведет Минфин РФ, среднее количество заявок на один лот в 2018 году составляло 2,97. Для конкурентного рынка нормальные показатели — 3-7 участников. В случае с аукционами, на которые подавало заявки АО «Фармстандарт», уровень конкуренции — 1,1 участник на закупку. Столь низкий уровень конкуренции фактически приравнивает аукционы к закупке у единственного поставщика.
Главным заказчиком фармкомпании выступает федеральный Минздрав, на долю которого приходится 66% аукционов компании. Почти треть закупок, организованных ведомством, проходят с участием АО «Фармстандарт», и почти в 100% случаев контракты с этой компанией заключают в отсутствии заявок от других поставщиков.
Помимо федерального Минздрава примерно с таким же успехом АО «Фармстандарт» принимает участие в закупках, организованных Минздравами Московской области и Татарстана, а также отдельными больницами.
По итогам всех закупочных процедур, в которых АО «Фармстандарт» принимало участие, подписано 742 контракта на общую сумму 71,67 млрд рублей. Сама компания при этом получила 730 контрактов на сумму 71,46 млрд рублей, то есть 98,4% от общего количества заключенных договоров. По факту, AO «Фармстандарт» получает контракты по итогам практически всех закупочных процедур, в которых участвует.
Подобные льготные аукционы, вероятнее всего, допускаются манипулированием цифрами и подгонкой условий для определенного поставщика при подготовке гоззаказа. К низкой конкуренции приводят завышенный уровень требований к участникам торгов, укрупнение закупки, которое влечет за собой сокращение количества потенциальных участников, отсутствие профессионального анализа и мониторинга цен со стороны госзаказчика для формирования объективных, обоснованных начальных максимальных цен контрактов. Возможно важную роль здесь играют и личные связи владельцев компаний-монополистов в высоких кабинетах.
Еще в прошлом году РБК писал о том, что стратегию Минпромторга по развитию фармацевтической промышленности России до 2030 года написали для ведомства в фармкомпании Biocad. Фамилию их сотрудника удалось обнаружить в исходных данных опубликованного министерством файла. Ни в самой фармкомпании, ни в Минпромторге отрицать причастность Biocad к разработке стратегии не стали, объяснив это тем, что предприятие лишь направило регулятору свои предложения. Новая стратегия Минпромторга, о которой идет речь, будет регулировать развитие фармотрасли до 2030 года, определяя меры поддержки для развития отечественных предприятий. Тот самый Biocad, который приложил руку к созданию документа, принадлежит кипрской Biocad Holding Ltd. С декабря 2016 года этой компанией на 20% владеет АО «Фармстандарт» и на 50% - Валерий Егоров - партнеру основателя «Фармстандарта» Виктора Харитонина. Таким образом, можно предположить, что именно связи основателя компании в федеральных ведомствах стали залогом такого успеха на аукционах.
Монопольное положение позволяет поставщику влиять на цену. Варианта здесь два: он либо завышает цену, и тогда формат аукциона теряет всякий смысл, либо намеренно поддерживает ее на низком уровне, чтобы удержать нишу. Второй вариант постепенно приводит к тому, цены на закупки аналогичных товаров тоже снижаются, часть поставщиков недополучает прибыль, необходимую для поддержания оборота, и уходит с рынка. В итоге, конкуренция сожмется еще больше.
Но это не главное, чем рискуют государственные заказчики лекарственных препаратов —федеральные и региональные ведомства в такой ситуации. Дело в том, что если у поставщика-монополиста, с которым работает федеральный или региональный Минздрав, возникнут трудности с выполнением своих обязательств, люди могут остаться без лекарств, положенных им от государства. Это касается и больниц, и амбулаторных пациентов — льготников, для которых государство закупает препараты.
Кроме того, могут возникать ситуации, когда запрашиваемые госзаказчиком цены будут не рентабельны для малых объемов поставки, на аукционы никто не придет, а у заказчика возникнут проблемы с закупкой. Крупные поставщики при этом не закроют своим присутствием весь объем небольших закупок, объявляемых в разных регионах страны.
Такая перспектива вполне реальна. Как показал анализ госзакупок за весь период с начала 2018 года до августа 2019 года, большая часть контрактов на поставку лекарственных препаратов заключается крупными заказчиками по итогам несостоявшихся закупочных процедур, с единственной компанией, которая подала заявку.