«Мы стремились к тому, чтобы все переложить в акцизы, а от транспортного налога потихоньку уходить, но пока мы к этому не готовы. Мы собрались так сделать, но по просьбе и настоянию губернаторов отложили, поскольку налог идет к ним в бюджет, и они побоялись, что мы обесточим их доходы», - сказал глава государства.
Президент также указал на то, что сборы от акцизов в разных регионах неравномерны и непонятно как их распределять. «Нужно это отработать и в этом направлении двигаться. Более справедливо: сколько человек ездит - столько и покупает дизельного топлива и бензина и больше платит», - подчеркнул Владимир Путин.
Напомним, в соответствии с Налоговым кодексом России, транспортным налогом облагаются как наземные транспортные средства, так водные и воздушные ТС. С 2012 года транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов, на средства которых ремонтируются дороги общего пользования, а также дворовые территории многоквартирных домов.
В Москве с 1 января 2013 года собираются повысить транспортный налог - в среднем на 13%. Благодаря этому, а также отмене льготы для владельцев машин мощностью свыше 200 лошадиных сил московские власти рассчитывают пополнить городскую казну на 2,5 млрд. рублей.
К теме транспортного налога российские политики возвращаются регулярно. Ранее по этому поводу высказался лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров. «Во многих странах есть налог на имущество, налог на роскошь и акцизы на топливо. Именно в них заложена социальная справедливость: платит больше тот, кто больше ездит и тем самым амортизирует дорожную сеть. И не может владелец дорогой машины платить такой же налог, как собственник автомобиля классом ниже. У нас же и топливо дорожает, и транспортный налог растет», - отметил Прохоров.
Действительно, о возможности отмены транспортного налога власти говорили еще в 2010 году, когда страну возглавлял Дмитрий Медведев, однако тогда все закончилось тем, что налог остался, а бензин подорожал.
Несмотря на то, что прежний глава государства тогда подписал закон, снижающий базовую ставку транспортного налога вдвое, на деле стало только хуже. За главами регионов осталось право увеличивать эту ставку в десять раз, и в большинстве случаев транспортный налог остался на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже вырос.
Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков заявил «Газете.Ru», что существующая схема транспортного налога в России является непродуманной. «Привязка транспортного налога к мощности абсурдна, а вот его включение в стоимость топлива абсолютно гармонично и правильно», - заявил депутат. Но при этом парламентарий подчеркнул, что предыдущие попытки отменить транспортный налог в РФ оказались неудачными по той причине, что президент РФ получил необъективную информацию о необходимом повышении акцизов.
«По нашим подсчетам, достаточно было поднять акцизы на 1 рубль, чтобы компенсировать выпадающую часть, а мы на три рубля подняли. То есть Кудрин дал ему (Путину) необъективную информацию. Мы предложили делать расчеты не с помощью Минфина, а с помощью независимых экспертов», - рассказал Лысаков.
В начале 2012 года менее чем за месяц Федерация автовладельцев России (ФАР) собрала 100 тысяч подписей под обращением к депутатам Госдумы и президенту с просьбой отменить транспортный налог. Как заявлял руководитель Федерации Сергей Канаев, этот налог в России взимается неправильно, так как рассчитывается исходя из мощности автомобиля, а не из стоимости. По данным ФАР, сейчас мотоциклисты платят больший налог, чем водители грузовиков, а владельцы дорогих машин платят меньше, чем собственники дешевых, но более мощных автомобилей.
«Обсуждаемая госструктурами схема должна привести к определенным изменениям, - пояснил «Веку» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. - С одной стороны, за счет отмены транспортного налога сократятся постоянные издержки у тех водителей, которые пользуются автомобилем редко, при этом возрастут расходы активных пользователей личного транспорта. С другой стороны, увеличение акцизов в большей степени затронет владельцев мощных автомобилей, что повысит спрос на экономичный автотранспорт. Отказ от транспортного налога в пользу повышения акцизов на топливо позволит также решить сложную ситуацию со сборами транспортного налога, т.к. акциз будет уже учтен в розничной стоимости бензина и дизтоплива».
По мнению эксперта, единственная сложность при переходе на новую схему заключается в распределении налоговых поступлений, поскольку транспортный налог для региональных бюджетов выступает важным источником доходов. «Цены на бензин, принимая во внимание их социальную значимость, вырастут незначительно. По моим оценкам, рост розничных цен на топливо вряд ли превысит 5%», - подчеркивает аналитик.