«У меня есть моя программа корпоративного управления, - заявил Алексей Навальный* сразу после того, как стало известно о его новом назначении. - «Аэрофлот» - типичная компания под государственным контролем, в которой есть все типичные проблемы… Необходимо увеличивать роль комитета по назначениям, заканчивая тем, что нужно вводить систему анонимных сообщений о злоупотреблениях, которые замыкались бы на комитет по аудиту».
По его мнению, члены комитета по аудиту и независимые директора должные нести персональную ответственность за проверку сообщений о коррупции и принятие мер в этом направлении.
«В основном в совете директоров представители государства, которые голосуют в основном по директиве. Влияние государства изменить достаточно сложно. Но, тем не менее, мы будет исходить из того, что есть такая добрая и позитивная воля. Нет оснований считать, что чиновники всегда будут действовать нам во вред и не будут прислушиваться к нашим рекомендациям», - заявил Навальный.
Он заявил о готовности предложить такие решения, которые будут поддержаны и представителями государства, а также работать на увеличение капитализации компании. «Мы будем пытаться наладить диалог. Моя деятельность по защите миноритарных акционеров - она достаточно известна. Известно, что я адвокат, который специализируется на этой теме. Большинство иностранных фондов даже не всегда владеют информацией, что там (в компании) действительно происходит», - добавил Алексей Навальный.
Как стало известно в понедельник, известный оппозиционер стал членом совета директоров «Аэрофлота» по итогам прошедшего 25 июня годового собрания акционеров компании. Его кандидатуру выдвигал Национальный резервный банк (НРБ) бизнесмена Александра Лебедева, владеющий около 15% акций крупнейшей российской авиакомпании. Контролирующим акционером «Аэрофлота» с долей 51,17% является государство.
«Мы еще недавно думали, что может не хватить пакета акций для моего избрания - Лебедев поделил свои голоса между мной и Алексашенко (Сергей Алексашенко***, вновь ставший независимым директором «Аэрофлота» - ред.) равными частями», - подчеркнул Навальный.
По словам блогера, избран он был голосами миноритариев: крупного (НРБ Александра Лебедева) и мелких - инвестфондов. «В этом смысле сильно помогло, что крупнейшие прокси-эдвайзеры (международные консультанты, которые дают миноритариям рекомендации по голосованию) признали меня независимым директором и рекомендовали поддержать, за что им тоже большое спасибо», - отметил Алексей Навальный. Он добавил, что не было никакой информации, что «Аэрофлот» пытался маниакально препятствовать его избранию.
Ранее Александр Лебедев объяснял выдвижение Навального в СД желанием улучшить корпоративное управление «Аэрофлотом», а также после серии скандалов, связанных с авиакомпанией. По мнению бизнесмена, к авиакомпании накопилось слишком много вопросов: подозрение в аффилированности ее менеджеров с контрагентами, распределение роялти, которым уже заинтересовалась Счетная палата. Навальный и Алексашенко сделают «Аэрофлот» одной из самых прозрачных и конкурентных госкомпаний в России, уверен Лебедев.
Многие эксперты считают, что приход известного борца с коррупцией в СД авиакомпании - хорошая новость и для «Аэрофлота», и для его клиентов, и для государства, если оно, конечно, заинтересовано в нормальной работе компании.
«Ожидаемое уже несколько месяцев вхождение Навального в совет директоров «Аэрофлота» стало знаковым событием, индикатором происходящих в России перемен, на этот раз не индуцируемых властью, а рожденных общественной борьбой, - заявил «Веку» независимый политолг Игорь Джадан. - Интересно, что вопреки оценкам Навального и его команды, как «координируемого Кремлем» проекта, власть до самого последнего момента пыталась помешать его назначению, применяя обычную тактику запугивания: в центральном офисе главного лоббиста назначения Навального в директорат госкомпании Александра Лебедева прошел обыск».
По словам эксперта, упорство, с которым группа поддержки Навального добивалась его нынешнего назначения, - индикатор того, что ожидаемый «раскол элит» идет полным ходом. Часть экономической элиты открыто поддерживает несистемную оппозицию, и власть ничего не может с этим поделать, считает Джадан.
В то же время, говорит политолог, последнее назначение для Навального своего рода «смотрины» перед лицом широкой экономической элиты. Известному оппозиционеру придется показать себя не только как безусловного борца с коррупцией, но и в качестве договороспособного политика, который, в случае необходимости, сможет претендовать на высочайший государственный пост, никак не меньше, иначе это было бы существенным «понижением планки».
«Безусловно, власть постарается, чтобы в СД «Аэрофлота» Навальный дискредитировал себя либо своим бездействием (перед миноритариями и оппозиционными слоями общества), либо поспешностью и неконструктивностью (перед высшим эшелоном экономической элиты)», - предполагает Игорь Джадан.
По его словам, «Аэрофлот» до сих пор оставался «золотым стандартом» российской коррупции, в которой открыто замешаны высшие госчиновники и контролируемые ими «частно-государственные» партнерства. А задача Навального - прекратить эту практику, но не убить при этом «курицы», способной принести экономике «золотые яйца», говорит эксперт.
«До сих пор небольшие, слабо связанные с госчиновниками, компании, силой оттеснялись от выгодного сотрудничества с «Аэрофлотом» руками членов директората от государства, - объясняет свою позицию политолог. - Это и не удивительно, учитывая, что такие члены директората госкомпании, как Андрей Калмыков и сам гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, занимаются не беспристрастным госрегулированием, а защищают свои собственные бизнес-интересы. В любой нормальной стране это считается недопустимым конфликтом интересов. На выходе потребитель получал космические цены на авиабилеты и ухудшенный сервис туруслуг, а бизнес нечестную конкуренцию».
Скандалов вокруг крупнейшей российской авиакомпании действительно много до неприличия. Помимо неадекватных ценников и нечистоплотности по отношению к конкурентам в России, «Аэрофлот» понес значительный репутационный ущерб как в США, так и в Европе. Напомним, в начале года «Век» писал о том, что туристическая компания из Лос-Анджелеса RivieraTravel&Tours (ранее обладавшая эксклюзивным правом на оптовую продажу билетов на рейсы «Аэрофлота» в США) обратилась в суд, обвиняя авиаперевозчика в вымогательстве взяток.
Пополнился и «черный список топ-менеджеров» «Аэрофлота», куда СМИ занесли заместителя генерального директора по коммерции Андрея Калмыкова. По данным The Moscow Post, именно из-за него произошло приостановление работы компании «Ланта-тур вояж», повлекшее за собой множество проблем у тысяч российских туристов. Менеджеры туроператора заявили, что заместитель генерального директора по коммерции «Аэрофлота» Андрей Калмыков руководствовался личными целями: «Устранить конкурентов с рынка и «очистить» дорогу для «семейной» компании «Санрайз», которая на паритетной основе принадлежит Оксане и Евгении Калмыковым (супруге и матери Андрея Калмыкова).
Одним из самых крупных скандалов нынешнего года стало расследование «Новой газеты» того, как топ-менеджеры «Аэрофлота» и аэропорта «Шереметьево» на протяжении нескольких лет зарабатывали миллиарды «на топливе» и за счет пассажиров, постоянно увеличивая стоимость билетов. По мнению представителей налоговых органов, при поставках керосина в «Шереметьево» была реализована схема, при которой авиатопливо перепродавалось от одной однодневки к другой - это позволяло поставщикам уходить от налогов и завышать цены (по оценке издания, таким образом государство лишилось более 1 млрд. рублей налогов, а стоимость топлива повышалась аж на 10-20%). Разница между реальной ценой авиакеросина и накрученной выводилась в оффшоры или обналичивалась.
Как стало известно, представители нефтяных компаний говорили, что «именно руководители ЗАО «ТЗК Шереметьево» предлагали заключать контракты с сомнительными посредниками. «Руководители нефтяных компаний… пояснили, что всегда были готовы к заключению прямых договоров поставки с ЗАО «ТЗК Шереметьево», о чем неоднократно соответствующими письмами уведомляли ЗАО «ТЗК Шереметьево», однако на данные письма были получены отказы со ссылкой на заключенные договоры поставки с ООО «Промокон» и ООО «Стэнойл» (те самые фирмы-однодневки - ред.)», - говорится в документах расследования.
Выявленные в ходе проверок обстоятельства привели к возбуждению уголовного дела, которое в настоящее время, хотелось бы верить, продолжает расследоваться структурами МВД. Эти лишь немногие из последних «страшилок», связанных с «Аэрофлотом», но даже по ним можно понять, что за «авгиевы конюшни» предстоит вычистить Алексею Навальному.
Впрочем, считают некоторые эксперты, проблема в том, что множество махинаций с формально-юридической точки зрения, как правило, осуществляются с хорошим прикрытием. К тому же, согласно закону «Об акционерных обществах», оперативное управление компанией осуществляет не совет директоров, а CEO, в то время как СД контролирует такие вещи, как крупные сделки, эмиссия облигаций, акций, дивиденды и прочие общие вопросы. «Иными словами, одобрять сомнительные сделки, выглядящие как вывод активов, можно и в обход СД. Как, например, произошло в «Газпроме» с Миллером, действовавшим в интересах братьев Ротенбергов - а ведь в акционерах там были крупные нерезиденты», - привел пример «Веку» один из осведомленных источников. - Так и в случае с Навальным - скандалы нам, возможно, обеспечены, а вот посадки - это навряд ли».
Но не исключено, что появление непримиримого борца с коррупцией Алексея Навального в составе СД «Аэрофлота» если и не сделает компанию одной из самых «прозрачных» в России, то, как минимум, отравит жизнь господину Савельеву сотоварищи. Ведь для них это явно не самое приятное соседство, говорят наблюдатели. «Возможно, роль Навального в истории авиакомпании заранее преувеличена. Впрочем, он - парень дотошный, и вполне может попортить крови менеджменту, так что посмотрим», - поделился с «Веком» известный аналитик Дмитрий Голубовский.
«Российский бизнес устал от отсутствия прозрачных, равных правил игры, и назначение главного оппозиционера на высокую должность в госкомпании - «черная метка» путинской команде, призванная продемонстрировать, что всевластие «питерских» ограничено», - полон оптимизма Игорь Джадан.