Печальная новость пришла вчера из Франции, где на 81-м году жизни умер мэтр балетной постановки Морис Бежар. Он создал свой стиль, который произвел подлинную революцию в мире танца. Требовательность Бежара к танцорам, безусловно, позволяла спектаклям с особой силой и щедростью передавать человеческие эмоции.
Заметим, что Бежар осуществил подлинную революцию в балетном искусстве, приблизив его к народу. Он вывел балет из театральных залов во дворцы спорта, на Олимпийские игры, на Авиньонский фестиваль. Бежар неоднократно и плодотворно работал с Майей Плисецкой, для которой в 1976 году поставил сольный балет «Айседора». Он приезжал в Москву, поддерживал творческие связи с российскими мастерами балета.
Самый известный французский хореограф создал 140 балетных спектаклей, в которых нередко смешивал разные жанры - кино, театр, оперу, объединяя, например, музыку Моцарта и Фредди Меркюри. Одновременно он публиковал многочисленные романы и театральные пьесы, книги воспоминаний и дневники. 20 декабря в Лозанне должна была состояться премьера его последнего спектакля «Вокруг света за 80 минут». Лауреат многочисленных наград, Бежар в 1994 году был избран членом французской Академии изящных искусств.
«Ушел один из величайших людей в истории хореографии»
Президент Франции Николя Саркози:
- Я выражаю глубокую скорбь не только в связи с кончиной человека и танцора, но и Бежара-хореографа. Созданный Бежаром в 1959 году балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского «стал подлинным шоком для хореографии 20-го века. Осуществленные Морисом Бежаром постановки балетов «надолго останутся в памяти людей.
Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ:
- Морис Бежар был очень тесно связан с русской культурой. И не только потому, что работал с гениальной балериной Майей Плисецкой. Его поиски отзывались в творчестве многих российских художников - представителей разных искусств: хореографического, драматического, изобразительного. Бежар - человек-легенда ХХ века. Это ему принадлежит крылатая фраза: «До того, как люди научились ходить, они танцевали». Наша ходьба, по мнению Бежара, являла собой всего лишь разновидность танца. Даже этот маленький пример - неопровержимое свидетельство неординарности и мощи таланта человека, который столь неожиданным образом воспринимал искусство и жизнь. Потеря Бежара - трагична и невосполнима прежде всего потому, что такой художник неповторим.
Юрий Григорович, знаменитый хореограф:
- Я знал, что Морис болел, но весть о его кончине для меня оказалась неожиданной, впрочем, это всегда неожиданно и всегда больно. Бежар был в ХХ веке одним из подлинных новаторов танца, бесстрашно устремлявшимся в бесконечный поиск новых танцевальных форм и пластических образов. Я с ним был лично знаком, причем, очень давно. Когда-то, после «Спартака», он пришел к нам на гастролях во Франции. Думаю, это было лет тридцать назад. Там мы познакомились и потом периодически встречались в разных странах и по разным поводам - в Бельгии, Швейцарии, Германии
Катерина Новикова, пресс-атташе Большого театра:
- Приезд Мориса Бежара в Россию в 1960-х годах прошлого века перевернул представление о современном балете. Это была настоящая «революция». Мы мечтали, что Бежар сделает что-то для Большого театра уже в ХХI веке. Нынешним летом хореограф познакомился с примой ГАБТа Светланой Захаровой, которая очень понравилась мастеру. Мы надеялись, что это знакомство будет плодотворным и обернется яркой новой работой. К сожалению, мечте не суждено осуществиться. Вчера гениального балетмейстера не стало. И это скорбный день для всего мирового искусства хореографии, и для Большого театра тоже.
Справка «Века»:
Морис-Жан Берже родился в Марселе в 1927 году. В качестве псевдонима он взял имя жены великого французского драматурга Мольера - Бежар. Танцами он увлекся после того, как в Парижской Опере увидел выступление Сержа Лифаря. Зарекомендовав себя ярким новатором балетного искусства, рушащим догмы академического танца, Бежар вступил в конфликт со сторонниками традиционного классического балета. В конце 50-х годов он был вынужден уехать в Бельгию, где основал труппу «Балеты ХХ века», а затем переехал в Швейцарию. Там в 1987 году он учредил «Бежар балет Лозанн».
В подготовке статьи использованы материалы ИТАР-ТАСС, «Эхо Москвы», НТВ.