Нефтяники пытаются вернуть себе свои же бэушные трубы

Но пока не удается сломить сопротивление тех, кто зарабатывает на них миллиарды. Эпическая по масштабам война разгорелась в стране вокруг бэушных труб нефтяников и газовиков.

Речь идет о призе порядка 20-40 млрд рублей. Последняя новость с фронтов: Минпромторгом в октябре направил в госкомиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (бывший УБЭП) обширный доклад о безобразиях на рынке отработанных стальных труб нефте- и газопроводов.

Ведомство хочет привлечь МВД и ФНС к проверкам серых схем, с помощью которых ломозаготовители уходят от налогов, а также условиям продажи б/у труб нефтегазовыми компания. Такие трубы, утверждают в Минпромторге, продаются единственным покупателям на непрозрачных условиях по ценам, в несколько раз меньше рыночных.

Активная борьба с продажей и укладкой под землю под видом новых отреставрированных б/у труб началась с 2012 года, когда зимой 2011/2012 годов в Петербурге из-под земли забили многочисленные фонтаны холодной и горячей воды. По оценкам, в городе уложили 600 км бэушных труб, ущерб оценивается в 3,2 млрд рублей.

Реклама на веке

Петербург и сегодня опасный город. В 28 сентябре 2018 года в ночном клубе вследствие прорыва трубы с горячей водой заживо сварились два молодых парня. А скоро после этого в яму с кипятком упал еще один молодой человек, у него было обожжено 80% тела, обычно при таких ожогах умирают, но он чудом остался жив.

Бэушные трубы, которые продают на 30-50% дешевле новых, уложили во многих городах России. Все СМИ обошло фото огромной ямы с кипятком в Пензе, куда 19 ноября провалился автомобиль с двумя людьми, они погибли.

Справиться с использованием б/у труб под видом новых властям пока не удается, слишком уж выгодный бизнес. Так что вроде бы Минпромторг прав − масштабные проверки фирм, работающих с б/у трубами, провести необходимо. Можно назвать и претендента №1 на проверку − это компания «ТрансЛом» и ее многочисленные дочки.

Ни для кого не секрет, что «ТрансЛом» участвует в огромном количестве тендеров по продаже б/у труб во всех регионах страны. Не исключено, что самый крупный покупатель труб может являться и самым крупным их продавцом. Есть версия, что "ТрансЛом" вывозит купленные б/у трубы в Белоруссию, где их реставрирует и возвращает под видом новых труб обратно в Россию. Иначе сложно объяснить, каким образом возможно покупать б/у трубы по цене гораздо дороже лома, но зачастую меньше цены новых труб.

Именно «ТрансЛому» приписывают основные лоббистские усилия по принятию в 2017 году Росприроднадзором удивительного документа: приказа об отнесении всех б/у труб нефтяников и газовиков к отходам IV класса опасности. В перечень попали даже самые «лакомые» трубы − чистые газовые трубы без изоляции. Последствия приказа − ни одна нефтегазовая компания ныне не имеет права свободно распоряжаться собственными бэушными трубами. Все они должны быть учтены, на работу с ними получены многочисленные разрешения, и продавать такие трубы можно только компаниям с лицензиями на работу с отходами IV класса опасности. Получение таких разрешений чиновники затягивают на полгода-год. Более того, Минстрой в нынешнем году запретил использовать б/у трубы даже на неответственных строительных объектах, то есть нефтяники на месторождении не могут поставить бытовку на старые трубы, они должны везти новые за тридевять земель и тратить на это огромные деньги. Прежде нефтегазовые компании до 85% своих бэушных труб использовали для собственных нужд. По оценке СергеяКлубкова из Vygon Consulting, запрет на использование б/у труб обойдется нефтегазовым компаниям в 180–190 млрд рублей ежегодно.

Понятное дело, нефтяники встали на дыбы. В апреле 2019 года крупнейшие нефтекомпании пожаловались премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву – верните нам наши трубы. Письмо протеста подписали главы «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и «Татнефти» Наиль Маганов.

В чьих же интересах были введены описанные драконовские меры? С одной стороны, вроде бы в интересах людей и государства для ужесточения норм, исключающих использование б/у труб под видом новых. С другой, кроме многомиллиардных убытков нефтяников и газовиков, получилось громадное расширение рынка б/у труб, с лихвой перекрывающее административные строгости. За счет отнятых у нефтегазовых компаний бэушных труб их стало использоваться не меньше, а больше!

Абсурдность ситуации понятна всем. В правительстве вроде бы готовы дать задний ход. Редакции стало известно, что подготовлен приказ Минприроды и Росприроднадзора, которым нефтяникам и газовикам разрешается «с применением методов визуального и/или инструментального контроля» самим определять судьбу собственных бэушных труб и, естественно, нести за это ответственность. Если такой документ будет подписан, то рухнут мечты «ТрансЛома» полностью подмять под себя этот рынок.

Теперь становится понятным тайный смысл «благородной» инициативы Минпромторга провести масштабную проверку рынка с участием ФНС, прокуратуры и УБЭП МВД (как будто раньше они ничего не делали) − пока идет проверка, приказ о возврате труб нефтегазовым компаниям выпущен не будет. У «ТрансЛома» появится время для маневров на пути достижения своей главной мечты − стать монополистом на рынке металлолома и б/у труб. А надо сказать, компанию идет к этому под всеми парусами.

В начале нынешнего года «ТрансЛом» воспользовался ростом цен на лом и пролоббировал квоты на экспорт лома под благородным предлогом снижения этих цен. И действительно, цены не просто снизились, а буквально рухнули. В Ассоциации «Руслом» рассказывают: «В ряде регионов цена на лом практически достигла дна — 10–11 тыс. руб. за тонну. Ломозаготовители вынуждены работать без рентабельности, чтобы закрыть обязательства по контрактам на поставку. По итогам сентября потери ломозаготовителей, которые закупили сырье по более высокой цене, чем продали, оцениваются ассоциацией в 4 млрд рублей». Сколько компаний разорилось, пока неизвестно, но точно, что их доля рынка отошла к «ТрансЛому».

Вводить квоты не было никакой необходимости. Экспорт лома составляет 10-14% от объема внутреннего рынка, для компаний он служит своеобразной «финансовой подушкой» в периоды спада спроса отечественных предприятий. Ранее квоты уже вводили Украина и Казахстан, в результате цены на лом выросли, потому что многие ломосборщики разорились, и общий объем сбора лома снизился.

С 1 января квоты на экспорт прекращают действие, так как по правилам ЕАЭС их можно вводить лишь на полгода. Зато готовится новый удар по рынку: с 1 апреля 2020 года в России, первой в мире (и наверняка последней) должна заработать биржевая торговля металлоломом. Лом предприятий с государственным участием можно будет экспортировать, только если он пройдет биржевые торги.

У продавцов и ломозаготовителей от этой идеи волосы встали дыбом: как можно выставить на торгах рядом чистую газовую трубу из Подмосковья и закопанный в ямальских болотах нефтепровод, к которому удастся подобраться только по зимнику, и то без гарантий. А еще можно включить их в один лот и добавить списанный катерв анадырском заливе, в оборудовании которого 5 г золота, то есть у участника торгов должно быть свидетельство от Пробирной палаты. Вы скажете, такого не может быть? Еще как может. Минобороны, например, выставило на торги списанное оборудование, в лотах которого имущество было разбросано более чем по 24 субъектам России и золотишко указывалось. Вы уже, наверное, догадались, что все лоты выиграл «ТрансЛом». Конкуренты подали жалобу, и ФАС была вынуждена признать Минобороны нарушившим ч. 2 ст.17 «Закона о защите конкуренции».

На сегодня «ТрансЛом» является монополистом по скупке лома Минобороны, Росгвардии и РЖД. На рынке рассказывают, что купленные у РЖД списанные вагонные колеса в компании подкрашивают и втихую продают обратно РЖД. Точно известно, что своего производства колес у «ТрансЛома» нет.

Бэушные трубы окружают нас повсюду. Везде, где вы видите металлическую трубу, − заборный столб, малый водовод под мостками в сельском поселке, подпорки строительной бытовки и пр. − со стопроцентной вероятностью это бэушная труба. Применение таких труб экономит миллионы тонн металла, который нужен для изготовления новых надежных труб для нефти, газа, ЖКХ. Но кому-то очень не нравится, когда такие трубы не обогащают его карман. В СМИ появляются статьи типа «не доставайся же ты никому». Да-да, так прямо и написано, что есть только один способ исключить использование б/у труб− распиливать их надвое сразу после демонтажа. Те, кому довелось пилить металл толщиной 20 мм, представляют, что это за работа − лом станет золотым. Но после всего, что учудили чиновники с б/у трубами, нет никаких гарантий, что они не попытаются реализовать и этот бред.

Реклама на веке
Большинство россиян довольны своей жизнью В Госдуме предложили выплачивать пенсионерам «новогодний капитал»