Данное постановление приведет к тому, что наличие у автомобильного перевозчика неоплаченного штрафа за уклонение от уплаты в систему «Платон» станет поводом для того, чтобы он не смог пересечь границу, пока не устранит нарушение. Более того, перевозчик также не сможет вернуться в Россию, если факт уклонения от уплаты будет установлен после того, как он выехал за пределы страны, до тех пор, пока он не оплатит штраф, пояснили в Минтрансе. Контролировать внесение платы в систему «Платон» в таком случае будут таможенные органы – постановление правительства наделяет их соответствующими полномочиями.
В министерстве также отметили, что разработали постановление на основании рекомендаций, предоставленных рабочей группой по мониторингу работы системы взимания платы с большегрузов в счет возмещения вреда, причиняемого ими трассам федерального пользования. Это позволит, во-первых, создать равные условия для отечественных и зарубежных перевозчиков, а во-вторых, усилить контроль за внесением платы в систему.
Отметим также, что ранее Минтранс с целью повышения собираемости платы предложил дважды в следующем году повысить тариф системы с тем, чтобы к июню он составлял 3,06 рубля за километр пройденного пути против ныне действующего льготного тарифа в 1,53 рубля. Однако проект соответствующего документа подвергся критике экспертов, которые отмечали, что повысить собираемость платы в системе «Платон» можно за счет повышения администрирования и эффективности собираемости, а не повышения тарифа. Они отмечали, что система еще не заработала в полном объеме.
О несвоевременности повышения тарифа говорили и в Минэкономики, где указывали, что в системе зарегистрировано меньше половины транспортных средств; а завершить создание всех предусмотренных концессионным соглашением объектов системы оператор проекта должен только к июлю 2017 года. В связи с этим, как отметил накануне вице-премьер Аркадий Дворкович, решение по повышению тарифа в системе «Платон» может быть принято не ранее января 2017 года.