Так называемый принцип verbund (совмещение) стал ключом к 157-летнему росту BASF от небольшого завода до крупнейшего в мире производителя химической продукции. Однако теперь, когда Владимир Путин резко ограничил экспорт энергоресурсов в Европу, эта взаимосвязь может стать его гибелью.
Предприятие на юго-западе Германии зависит от газа как от сырья и источника энергии, ежегодно потребляя его примерно в тех же объемах, что и вся Швейцария. BASF играл активную роль в обеспечении того, чтобы большая часть этого газа дешево импортировалась из России. По словам представителей BASF, если Германии этой зимой придется нормировать газ для промышленного использования, компания может в определенной степени сократить его потребление, снизив производство на отдельных заводах или заменив газ на мазут на некоторых этапах производства. Она уже сократила собственное производство аммиака, вместо этого поставляя химикат из-за рубежа. Однако, поскольку 125 производственных предприятий в Людвигсхафене представляют собой взаимосвязанную производственно-сбытовую цепочку, прекращение поставок газа может привести к остановке всего предприятия.
Поскольку газовые хранилища в Германии заполнены на 87%, существует определенный оптимизм в отношении того, что нормирования этой зимой удастся избежать. Но даже в этом случае высокие цены на газ могут вынудить такие компании, как BASF, остановить производство. С 1960-х годов большая часть этого предприятия работает круглосуточно. По словам представителей BASF, неясно, можно ли просто перезапустить производство после такого, или же падение давления приведет к поломке какого-либо оборудования.
Последствия остановки производства в Людвигсхафене будут иметь далеко идущие последствия не только для крупнейшей экономики Европы, но и для всего континента. Химикаты, производимые BASF, используются для изготовления всего – от зубной пасты и витаминов до теплоизоляции и подгузников. Компания является одним из крупнейших в мире производителей обезболивающего препарата ибупрофен, а ее крупнейшим потребителем является автомобильная промышленность, что напрямую повлияет на такие регионы автомобилестроения, как Эмилия-Романья, Каталония или О-де-Франс. Одним из немногих конечных продуктов, все еще производимых в Людвигсхафене, является AdBlue – жидкость, используемая для снижения загрязнения воздуха дизельными двигателями. Она является обязательным требованием для большегрузных автомобилей, поэтому ее нехватка может привести к остановке грузовиков по всей Европе.
Несмотря на все это, пока Европа, судя по всему, не собирается отказываться от поддержки Украины. В четверг, глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, приехав в Киев, заверила президента Владимира Зеленского и всех украинцев, что Евросоюз будет поддерживать Украину в ее противостоянии России столько, сколько понадобится.
«Нам никогда не возместить те жертвы, которые приносят украинцы, когда теряют свой дом или плачут по погибшим близким, мы никогда не сможем расплатиться за то, что вы делаете, защищая демократию и верховенство права в мире. Но мы можем сказать, что ваши европейские друзья будут с вами столько, сколько понадобится, и что мы - друзья навсегда», - сказала Урсула фон дер Ляйен на совместном брифинге с президентом Зеленским.
Как сообщает BBC, Фон дер Ляйен и Зеленский рассказали журналистам, что обсудили, в частности, финансовую и прочую помощь Евросоюза Украине.
Параллельно с визитом фон дер Ляйен поступило несколько новостей, связанных с этой помощью. Так, Европейский парламент одобрил предложение Еврокомиссии о выплате второго транша финансовой помощи Украине в размере 5 млрд евро. Общий объем этого вида помощи от ЕС составит 9 млрд евро.
Неделей ранее это решение поддержали министры финансов стран ЕС, а окончательно его утвердит Совет Евросоюза. 15 сентября Украина получила первые полмиллиарда евро из полуторамиллиардного пакета помощи от Европейского инвестиционного банка.