Вскоре наценка на рыбную продукцию в опте и рознице может измениться. Обсуждением этого будут заниматься в октябре на заседании государственного совета по развитию рыбной отрасли. На данный момент, как уверяют оценки специалистов, общая маржа посредников и сетей равна почти 90% от ее стоимости. Эксперты заверяют, что любые нерыночные механизмы в итоге получат совсем не тот эффект. Скорее, он будет обратным и повлечет за собой более скудный ассортимент и снижение роста цен.
Сама рабочая группа, которую назначили на президиум 19 октября, агитирует против таких ограничений наценок на продукцию оптом и в розницу. Как пишет «Ъ», такое предложение есть в готовом уже проекте доклада. По всем расчетам видно, что средняя розничная цена рыбы, которую купили на внутреннем рынке, равняется 176,3 руб. за один килограмм. А это в 3,3 раза больше средней цены от самого производителя. Из этого вытекает следующее: разница средней розничной цены и оптовой, в абсолютном выражении, равна почти 119 руб. за килограмм. В разнице 10% берут расходы на логистику, а остальные 90% - маржа посредников и торгсетей. Еще в 2011 году подсчитали, что наценка точек сбыта не больше 20%, а на посредников уходит 46% финальной стоимости рыбы.
В докладе точно не оговаривают возможном уровня фиксирования допустимой наценки на всю такую продукцию. Расчет наценок включает в себя работу «от» и «до»: с первичной договорной и бухгалтерской информацией всех юридических лиц, которые вовлечены в процесс доставки от производителя, и до розничной цены. Данное задание в силах исполнить только ФАС вместе с Федеральной налоговой службой.
В этот процесс можно вовлечь опыт Сахалинской области. В регионе экспериментально уже существуют предельные наценки. В опте у них рамки 8%, а в рознице – 13%.
Чтобы делать рыбные дни чаще для покупателя, считает Анна Мелешина, директор по связям с общественностью и госорганами "Ленты", нужно снизить количество посредников между производителем и розницей. Но аналитики уверены, что добытчики рыбы не сильно интересуются прямым сотрудничеством с розницей. Ведь они не могут выполнить все условия сетей. Речь идет о лучшем виде продукции, возможности доставки и так далее. Также эксперты отмечают, что есть система взаимных действий покупателя и производителя. Она единственная.