Государство запланировало выделить на инфраструктурную поддержку ОЭЗ 200 млрд рублей, из них 120 млрд было фактически выделено. Однако эти деньги неэффективно расходуются, а проще говоря – они лежат на счетах под процент, с которого сотрудники ОЭЗ платят себе хорошие зарплаты, то есть фактически находятся без движения и обесцениваются, рассказал Гетта.
Несмотря на финансовую поддержку и большие планы, только 2-3 проекта ОЭЗ из 20 планируемых заработали, в частности это ОЭЗ в Алабуге и Липецке, которые являются технико-внедренческими. Поэтому задача фронта, взбодрить участников процесса, сделать так, чтобы в структуре ОЭЗ участвовали энергичные люди.
При этом собеседник информагентства выразил уверенность, что ТОРы не повторят судьбу ОЭЗ – они все же заработают, и народному фронту не придется привлекать внимание к контролю за реализацией проектов и расходованием средств, как происходит сейчас с ОЭЗ. Он пояснил, что создание ТОРов находится на самой начальной стадии, а их реализация должна проходить так, чтобы были сделаны выводы об ошибках, допущенных в рамках создания ОЭЗ.
Гетта также сообщил, что ранее в российских регионах, в которых создавались ОЭЗ, прошли круглые столы, и теперь, в конце ноября, такое мероприятие пройдет в Москве, где соберутся все представители регионов. В ходе данного мероприятия Общероссийский народный фронт намерен обсудить потенциал созданных ОЭЗ, использование средств, которые выделяют на их создание. В частности будет составлен график первоочередных мер, которые должны быть приняты сначала на региональном уровне, затем на федеральном, и направлены на то, чтобы процесс с ОЭЗ был сдвинут с мертвой точки.
ОЭЗ начали создавать в РФ с 2005 года, сейчас их 18-ть разного типа, и по данным МЭР, треть из них уже стали окупаемыми, тогда как запланированный срок выхода на окупаемость составлял 10 лет для всех зон. ТОРы появились в РФ в этом году – их сейчас учреждено 9-ть в регионах на Дальнем Востоке нашей страны. Для создания ОЭЗ и ТОР были приняты соответствующие федеральные законы.