Трассу прокладывали буквально в чистом поле, пришлось даже осушать болота в Новгородской области. Общая стоимость этого проекта составила около 550 млрд. рублей, из которых 148 млрд. рублей - это внебюджетные средства. После подведения результатов народного конкурса было принято решение дать автомагистрали название «Нева».
Накануне открытия новой платной автодороги по ней проехали представители СМИ и блогеры, которые смогли по достоинству оценить автомагистраль. В торжественном открытии трассы, которое состоялось 27 ноября, принял участие президент РФ Владимир Путин. Он проехал по автобану в Санкт-Петербург, где у него был намечен ряд встреч. Президент высоко оценил труд дорожников и высказал пожелание, что «трасса должна быть обустроена».
Строительство заняло не один год, и его завершение приходилось откладывать.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что этого события автомобилисты ждали давно. Трасса прошла по территориям Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.
При строительстве этой автомагистрали было заключено 6 инвестиционных проектов, в число которых вошло 4 долгосрочных инвестиционных соглашения. Трасса условно разделена на 8 участков, которые начали запускать в эксплуатацию начиная с 2014 года. Участки этой автомагистрали строились и обслуживаются разными частными инвесторами, которые заключили контракты с ГК «Автодор». Так, строительством «головного» участка, а это с 15 по 58 км, занималось ООО «Северо-Западная концессионная компания», которое полностью принадлежит VINCI (Франция). Эта же компания продолжает эксплуатировать данный участок дороги в настоящее время.
Сколько стоит проезд?
Этот вопрос волнует многих. Проезд по автомагистрали платный, но есть альтернатива – трасса М-10, по которой можно добраться из Москвы до Санкт-Петербурга бесплатно. На новой трассе располагается 16 пунктов, где можно оплатить проезд. По будним дням плата за проезд из Москвы в Санкт-Петербург или обратно составит около 1900 рублей, а в выходные дни и пятницу придется заплатить немногим более 2 тыс. рублей. Но если вы хотите сэкономить, то транспондер поможет это сделать. Это небольшой прибор, который позволяет списывать средства за проезд дистанционно. С него у вас снимут около 1400 рублей. Прибор легко крепится на лобовом стекле. Кстати, с транспондером автомобиль проезжает КПП по отдельному коридору без пробок и остановок.
«В настоящее время скорость движения по трассе 110 км/ч. И только на участке, который обходит Вышний Волочек, разрешается разгоняться до 130 км/ч, - рассказал председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко. Он также сообщил журналистам, что весной будущего года планируется увеличение скорости движения по всей трассе до 130 км/ч, что даст возможность преодолеть расстояние между двумя столицами на легковом автомобиле менее чем за 6 часов.
Сервис на трассе
Количество полос движения в зависимости от участка составляет от 4 до 10. Есть участки, где установлены отбойники не только с правой стороны по ходу движения, но и посередине, а также шумозащитные ограждения. Вся дорога освещена, что также делает проезд в любое время суток более безопасным. Пока не на всей трассе работает мобильная связь, т. к. строительство велось, огибая населенные пункты, но работы по установке ретрансляционных вышек продолжаются. И в ближайшее время будет обеспечена устойчивая связь на всем протяжении автомагистрали.
Готовы принять путешественников и 6 сервисных зон, где водители и пассажиры могут перекусить в кафе, а также приобрести различные автожидкости, масла и другие сопутствующие товары. Да, пока не хватает заправочных станций, но оборудованы и работают более десяти контейнерных заправок.
Будут работать на трассе и газовые заправки. Дополнительно такую заправку поставят возле поселка Ям-Ижора, а в следующем году начнет работать заправка КриоАЗС «Газпрома» в Окуповском районе.
Беспилотные автомобили?
Именно трасса М-11 станет своеобразным полигоном для внедрения в жизнь не только передовых технологий в области IT, но и в сфере перевозок. Уже весной следующего года на одном из участков будет проводиться тестирование беспилотных автомобилей. Об этом журналистам сообщил директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Григорий Волков. При этом он отметил, что технические задания по данному проекту уже подписаны. Но и это еще не все. Планируется организовать в ближайшие два-три года движение беспилотных грузовых автомобилей, для которых будут отведены специальные полосы. По подсчетам специалистов, это даст возможность сократить время доставки груза более чем на треть. Автоматизировать будут и дорожную уборочную технику. Понятно, что такие новшества можно будет внедрять, если на всем маршруте будет устойчивая высокоскоростная связь. Планируется, что в первом квартале 2020 года будет обеспечен стабильный сигнал 4G, а для этого потребуется установить 100 сотовых вышек. Именно вдоль этой трассы, как сообщил Петушенко, одной из первых в России заработает сеть пятого поколения, что даст возможность отслеживать местонахождение беспилотников с точностью буквально до 10 см.
Что делать, если произошло ДТП?
И тут все продумано. На всем протяжении автобана действуют скоростные бригады аварийных комиссаров. Движение по всей дороге отслеживается круглосуточно в мониторинговых центрах. Если случится авария, такая бригада прибудет на место в считанные минуты. Аварийные комиссары смогут оказать первую медицинскую помощь, помогут подкачать или заменить колесо. Если водитель не рассчитал, и у него кончилось горючее, то и тут аварийный комиссар придет на помощь. И еще одна немаловажная деталь - вся помощь на трассе является бесплатной.
От истории – к будущему
Эта трасса далась нелегко, было немало сложностей, особенно в самом начале, когда только разрабатывалась стратегия строительства. Ведь идея строительства дублера дороги М-10 появилась уже в начале века. Президент РФ Владимир Путин на встрече в 2003 году с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко публично поддержал этот проект. По подсчетам чиновников, стройку планировалось начать в 2007 году и завершить за 5 лет, затратив при этом около 24 млрд. рублей, которые намеревались поделить пополам между инвестиционным фондом России и частными инвесторами. Но жизнь внесла свои коррективы, начавшийся кризис 2008 года спутал все карты.
Многие еще помнят историю с подмосковным Химкинским лесом, как раз по части его территории и проложили потом скоростную трассу. Активистка Евгения Чирикова*, когда узнала, что по лесу планируют строить автодорогу, стала организовывать митинги, поднимать общественность на защиту природы. Доходило до того, что ее сторонники разбивали палаточный лагерь на месте вырубки и останавливали работающую технику. А позднее даже пытались организовать движение за смену руководства России! Но ее усилия не имели успеха. И уже в конце 2014 года открылось движение по участку дороги Москва – Санкт-Петербург в Московской области в обход Химок.
Новые технологии и изобретения буквально врываются в нашу жизнь и стремительно меняют ее, иногда к этим изменениям трудно приспособиться рядовому человеку. Кто бы мог подумать, что автомобили без водителя будут ездить по нашим дорогам?! А вот поедут, и уже совсем скоро, в будущем году! Российские ученые, инженеры и дорожники все делают для того, чтобы это будущее быстрее наступило.