«Век» ранее писал о том, что на Таймыре начинается масштабное освоение месторождений. Если раньше основным производством здесь была металлургия в лице «Норильского никеля», то в последние годы на арктическую территорию активно заходят угольщики и нефтяники с газовиками. В помощь им - стратегия по развитию Северного морского пути, который наравне с новыми газовыми магистральными трубопроводами вызывает все большую изжогу у «западных партнеров».
Правительство РФ сейчас прикидывает всевозможные конфигурации огромного арктического проекта. В первую очередь, разумеется, чиновники размышляют над тем, какие предоставлять налоговые льготы. В частности, обсуждается вычет из налога на добычу полезных ископаемых для Ванкорской группы на 2020–2029 годы. Обсуждается также нулевая ставка НДПИ на 12 лет при добыче на Крайнем Севере «голубого топлива», которое используется исключительно для производства сниженного природного газа или переработки в товары, являющиеся продукцией газонефтехимии. Наконец, предполагается применение некоторыми резидентами Арктической зоны 10-летней нулевой ставки налога на прибыль при условии, что ее согласует регион.
Очередной инвестиционный проект, заявленный на Таймыре, - нефтяной терминал «Порт бухта Север». Его построят в 40 км от поселка Диксон на берегу Енисейского залива Карского моря. Стройка уже прошла общественную экспертизу на предмет воздействия на окружающую среду. Терминал строится, в первую очередь, под углеводороды с Пайяхской группы месторождений. Промышленная эксплуатация там началась этим летом. Запасы Пайяха, расположенного в 140 км от Дудинки, составляют 1,2 млрд. тонн нефти. Его разработкой занимается «Нефтегазхолдинг». Представители компании заявили, что без помощи других инвесторов освоение полномасштабным стать не сможет, поскольку добыча в этих местах слишком сложна. По словам специалистов, синергией Арктического кластера будут охвачены все значимые месторождения на побережье и шельфе российского Севера, новые нефтепроводы, опорные перевалочные пункты, а также дальневосточная суперверфь «Звезда».
Нефть пойдет в страны Европы и АТР. «Планируемый общий объем отгрузки - 26,1 млн. тонн. И есть возможность увеличения до 50 млн. Проект имеет стратегическое значение для отечественной нефтегазовой отрасли и реализации задач по наращиванию грузооборота по Северному морскому пути. Он дает старт развитию нового перспективного кластера в Таймырской нефтегазовой провинции», - заявил директор ООО «Таймырнефтегаз-Порт» Юрий Якунин.
Как сообщили в администрации Таймырского муниципального района Красноярского края, только на полуострове будущий терминал создаст несколько тысяч рабочих мест. В масштабах же страны с учетом смежных отраслей число вакансий достигнет 60 тыс. Освоение Пайяхской группы — это строительство в высоких широтах транспортной, промышленной и социальной инфраструктуры, включая новый жилищный и социально-бытовой фонд, а также центры профессионального обучения. Проектирует терминал, который сможет одновременно принимать несколько крупных танкеров, «Ленморниипроект». «Планируются также вахтовый поселок, водозабор и вертолетная площадка. Все объекты по перегрузке нефти будут оснащены специальным оборудованием, которое не просто отвечает действующим экологическим стандартам и техническим регламентам, но и способно предотвратить негативное воздействие на окружающую среду», - отметила помощник главного инженера НИИ Анна Лешина.
Глава Таймырского муниципального района Красноярского края Евгений Вершинин ранее сообщил «Веку», что новые проекты позволят территории существенно нарастить собственные доходы. Сейчас консолидированные доходы районного бюджета превышают 8 млрд. рублей. Из них собственные доходы — 1,2 млрд. «Главная задача – к 2020 году увеличить их в полтора раза. В этом году мы нарастили доходную часть на 200 млн. рублей. В следующем планируем получить дополнительно еще 600 млн. рублей. Такие расчеты связываем с работой недропользователей. Нефтяники, газовики, угольщики, которые приходят на полуостров, должны чувствовать свою социальную ответственность. Это касается развития инфраструктуры, участия в жизни коренных малочисленных народов, создания для них рабочих мест. Сейчас, например, в Таймырском колледже открываем четыре новые специальности, напрямую связанные с нефтедобывающей отраслью», - заявил чиновник.
Кстати, углеводородная лихорадка не прошла мимо «Норильского никеля». По данным WWF, металлургический холдинг рассматривал возможность развития и газового бизнеса. Есть планы по строительству в Дудинке завода СПГ и созданию под него собственного танкерного флота. «Это является предпочтительным вариантом с точки зрения обеспечения ритмичности добычи газа и его реализации внешним потребителям без поставок газа в газопровод «Газпрома». Рассматривался вариант привлечения стратегического партнера – профессионального участника рынка углеводородов, владеющего технологией СПГ. В качестве сырьевой базы возможно использовать Пеляткинское ГКМ, разрабатываемое ОАО «Таймыргаз». Оно является одним из крупнейших месторождений по запасам категорий АВС1 в Красноярском крае», - говорится в прошлогоднем отчете Всемирного фонда дикой природы, посвященном потенциалу газификации Арктической зоны Российской Федерации.