Отверточная медтехника

В дни экономического кризиса российский пациент становится всё более открытым для помощи из-за рубежа. Вот и еще одна фирма увидела в нас поле для своей деятельности.

На днях было объявлено, что компания GE Healthcare оздоровит Россию, подписав прямо на созванной пресс-конференции договор о стратегическом партнерстве с российским ЗАО «Медицинские Технологии Лтд» (ЗАО «МТЛ»).

Речь идет о том, чтобы на российской производственной площадке «МТЛ» в 2010 году наладить производство компьютерного томографа GE Healthcare BrightSpeedФ Elite, который станет первым произведенным в России компьютерным томографом в 16-срезовой конфигурации.

Но вот закавыка: громко заявленная в рамках стратегического сотрудничества «локализация производства медицинского оборудования на территории России» эффективно работает на глобальную бизнес-стратегию лондонской компании с названием «healthymagination», в рамках которой GE инвестирует $3 млрд. на развитие 100 инноваций, способных повысить качество лечения. Здесь следует отметить – инвестирует, не значит, дарит, а покупает на нашей территории. Вопрос: на чьи деньги? Конечно на деньги из бюджета.

Реклама на веке

Наши же лидеры из ЗАО «МЛТ» об инновациях в связи с этим проектом молчат. Как водится, их к существующим технологиям, а уж тем более, к будущим перспективным разработкам иностранцы близко не подпускают. Чем же будет «healthymagination» по-русски? Об этом гордо поведал PR-менеджер «МТЛ» Тимур Мурад-Заде: «Это будет сборка первого в России томографа из комплектующих, которые поставит в Россию «Джэнерал Электрик». Но сборка будет полностью проходить под маркой «МТЛ», и продукт будет выходить под маркой «МТЛ».

Конечно, при нашей необорудованности больниц и медицинских центров и это замечательно. Но сколько Россия может жить с этим мышлением «отверточной сборки», которую даже некогда отсталый Китай давно отверг – а посему и становится супердержавой?

С этой точки зрения мы поимеем от GE Healthcare только то, чем довольствуется «отверточное мышление», отдавая предприимчивым зарубежным компаниям рынки с российскими потребителями.

Зато маркетинг GE Healthcare в нашей стране блестящ. Пресса долго обсуждала, что они не бросились на шею абы какому заводу, а выбрали в стратегические патртнеры ЗАО «МТЛ» – структуру, которая является участником национального проекта в области здравоохранения, имеет и связи с чиновниками, и каналы поставки в государственные больницы и медцентры.

К примеру, один из экспертов, директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк не без основания полагает, что «скорее всего GE хочет воспользоваться преференциями, которые российское правительство предоставляет отечественным производителям медицинского оборудования». Ведь с российской этикеткой компьютерные томографы GE Healthcare BrightSpeedФ Elite уже становятся не импортом, а как бы «отечественным оборудованием». Которое GE будет иметь возможность продавать на 15% дороже импортной продукции. Разницу, как вы понимаете, зарубежная компания положит в карман за счет российских медучреждений.

Когда размышляешь об этих парадоксах «отверточной сборки», то понимаешь, что медицинским чиновникам, бдящим за вопросами партнерства, и не выгодно, подобно китайцам, требовать приобщения страны к новым технологиям Запада. А зачем? Ведь и без того можно построить себе хорошую жизнь в рамках помощи какой-нибудь чужеземной бизнес-стратегии, вроде «healthymagination». Причем, иностранные фирмы, как мы знаем, на благодарности не скупятся - так называемая «коррупционная составляющая» при подобного рода проектах, по мнению экспертов, выше некуда. И причем сделать это можно красиво, прилюдно, под блиц-вспышки прессы. Да еще с громкими заявлениями о скором оздоровлении России с помощью инофирм и неустанной заботе об отечественном пациенте.

Реклама на веке
Ударим рублем по бездорожью? СШГЭС: трагедия по сценарию «Титаника»?