По некоторым данным соответствующие решение принято на совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова от 14 июля 2009 года. В перспективе же речь идет о том, что доставка пенсий будет сохранена только небольшой части пенсии онеров. Редакция решила самостоятельно разобраться в создавшейся ситуации.
Прежде всего, узнать информация о готовящемся снижении платы за доставку пенсий мы решили в самом Пенсионном Фонде РФ. На первый взгляд, самих пенсионеров стоимость доставки пенсий никоим образом не затрагивает. Это деньги, которые перечисляются «Сбербанку», «Почте России» и другим организациям, занимающимся доставкой пенсии. Как рассказала нам Маргарита Нагога, начальник департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ Пенсионного фонда Российской Федерации, стоимость доставки для всех организаций одинакова, и по закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации», на этот год она определена в размере не более 1,35 процента доставленных сумм (пенсии, пособия, ежемесячные денежные выплаты и тд.). Однако уже на следующий год, как заявили нам в Пенсионном фонде, комиссия доставщиков, скорее всего, будет существенно сокращена.
По словам Маргариты Наготы, организации, занимающиеся доставкой пенсий, рассчитывали, что с ростом пенсий они за свои услуги будут получать большее вознаграждение. Но из-за снижения ставки оплаты доставки денежных средств, их доходы в лучшем случае не уменьшатся, благодаря росту самих пенсий, но, скорее всего, все же сократятся. По ее мнению, бизнес по доставке пенсий не так уж и привлекателен, как это может показаться со стороны. И «Сбербанк» и «Почта России», и другие организации относятся к доставке пенсий, скорее как к социальной обязанности, чем к прибыльному бизнесу, считает Маргарита Нагога, тем более в свете намечающейся тенденции к снижению платы организациям за эту услугу. Осенью прошлого года размер комиссии уже был уменьшен с 1,5 до 1,35 процента, а в последнее время в минфине идут разговоры и вовсе ставке в 0,8 процента от доставляемой суммы.
Как считают эксперты, пересмотр тарифа может спровоцировать серьезные трудности с получением пенсий инвалидами, жителями сельских, труднодоступных районов и вызвать волну социальных протестов, сравнимую с реакцией на «монетизацию льгот».
Декларированная президентом поддержка наименее защищенных слоев населения в условиях экономического кризиса, похоже, дается государству всё с бόльшим трудом. Власть делает все возможное, чтобы выполнить данные пенсионерам обещания – не только сохранить, но и увеличить размеры пособий, - однако, ресурсы для этого приходится использовать уже «по кругу». Иначе невозможно объяснить тот факт, что за неполный год от Министерства финансов РФ во второй раз исходит законодательная инициатива, направленная на снижение издержек, связанных с доставкой пенсий.
Если закон будет принят, это нанесет серьезный удар по доставочной инфраструктуре, и особенно по организациям, осуществляющим так называемую физическую доставку. Необходимо пояснить, что комиссию за доставку пособия получает как банк, просто раскидывающий средства с транзитного счета Пенсионного фонда на карточные счета или сберкнижки получателей, так и доставщик, зачастую бездорожью, на стареньком «уазике» везущий по 2-3 тысячи рублей трем оставшимся жителям далекой деревеньки. Причем, и в том, и в другом случае комиссия одинакова, а в официальной статистике доставки значатся все 38 миллионов 650 тысяч российских пенсионеров (данные ПФР на II квартал 2009 г.). Комиссии, начисляемые предприятиям-доставщикам за пенсионеров, самостоятельно получающих пособия в банке или же проживающих компактно, в крупных городах, где себестоимость доставки заведомо ниже, частично покрывали расходы на дорогостоящую доставку в отдаленные районы. Так было раньше, но теперь, после ноябрьского и вновь планируемого снижения тарифов, физическая доставка может стать непосильным бременем даже для самых крупных доставщиков.
До кризиса тариф на доставку составлял 1,5 процента от суммы пособия, и эта ставка не пересматривалась на протяжении шести лет, причем контролирующие органы строго следили за распределением «доставочных» денег. В 2006 году Счетная Палата РФ провела комплексный аудит расходования денежных средств, выделяемых Пенсионным фондом РФ «Почте России», кредитным или иным организациям на финансирование расходов на доставку социальных выплат. И хотя проверка поводилась на основании материалов 2005 года, ее результаты до сих пор дают четкую картину происходящего на рынке доставке в части распределения сил и рентабельности самого предприятия.
В среднем по России уровень рентабельности доставщиков составил минус 15,8 процента. В традиционно сельских и малонаселенных регионах этот показатель получился еще более удручающим: например, на Камчатке – минус 39,5%, в Иркутской области – минус 45,7%, в Ханты-Мансийском АО – минус 49,3%!
Конечно, в этой ситуации язык не повернется назвать несправедливой систему, при которой государство оплачивает доставку за всех без исключения пенсионеров – как получающих пособия самостоятельно на почте, так и из рук доставщика в собственном доме. Среди банков собственную физическую доставку в полной мере способен осуществлять, пожалуй, только Сбербанк: есть большая филиальная сеть и внушительный штат. При этом большинство адресатов доставки Сбербанка – все же «виртуалы», пособия начисляются им на сберкнижки, и получают они их самостоятельно. Поэтому рентабельность такой доставки, заключающейся, преимущественно, в операционной деятельности, значительно выше. И это обстоятельство не могло не привлечь внимания мелких региональных банков, которые, пользуясь положением Федерального Закона «О трудовых пенсиях» – пенсионер вправе выбирать доставщика по своему желанию, – развернули на рынке доставки настоящую конкуренцию. Они и стали теми «альтернативными организациями», активность которых еще в 2006 году зафиксировала Счетная Палата.
Снижение тарифа с 1,5 до 1,35 процента осенью прошлого года вызвало жаркие дебаты. Самым ярым противником выступал профсоюз почтовых работников, члены которого прекрасно понимали, что это нововведение автоматически сдвигает на неопределенный срок повышение заработной платы в отрасли. Мизерные зарплаты почтальонов обусловлены как раз низкой рентабельностью предприятия, несущего колоссальную социальную нагрузку, а снижение комиссии за доставку пенсий лишь усугубит финансовое положение почты. По имеющейся информации, в адрес администрации президента уже пришло около 20 тысяч писем от пенсионеров и самих доставщиков, где они выражают несогласие с планами «реформы» доставки пенсий. По данным управления по работе с обращениями граждан Администрации Президента РФ таких обращений зарегистрировано более 15 000
При этом снижение оплаты не позволит организациям, доставляющим пенсии, реализовать мероприятия по введению электронного документооборота и работы по усилению безопасности процесса доставки.
Очередное снижение тарифа – по сведениям источников в Минфине, до 0,8 процента – неминуемо приведет к сокращению географии физической доставки и социальным протестам. Кто первым выйдет на улицы, лишившиеся услуги по доставке пособий пенсионеры или лишившиеся работы доставщики, не так важно. Важно, что государство на этом сэкономит весьма несущественную по меркам федерального бюджета сумму – менее 1 миллиарда рублей в месяц. Напомним, только пенсионеры Москвы и области получают в месяц около 30 млрд. руб. федеральных трудовых пенсий, не считая «лужковских» и прочих надбавок. Всего же по России пенсионерам ежемесячно выплачивается 183,2 млрд. рублей.
Однако в случае снижения платы за доставку социальная обязанность доставщиков может превратиться в непомерную нагрузку, и организации сами станут отказываться от такого социально перегруженного бизнеса.
Первыми, безусловно, пострадают сельские пенсионеры. Пенсии на селе небольшие, и заработать на их доставке просто невозможно. При этом тот же «Сбербанк» еще во времена прежнего руководства закрыл все убыточные отделения не только в отдаленных деревнях, но и неперспективных селах и рабочих поселках. Другие банки и не открывали здесь своих представительств. Зачастую, единственная связь с миром в таких местах – это доставщик, раз в месяц привозивший пенсию. При этом если услуги банков по доставке пенсий заключаются в перечислении денег со счета на счет, то выезд доставщика на дом к пенсионеру это, прежде всего, машина и бензин. И падающая стоимость доставки никак не окупит растущих цен на топливо.
Чем может обернуться недовольство пенсионеров, хорошо известно по достопамятной истории внедрения 122 Федерального закона о монетизации льгот. Закон еще не успел толком вступить в силу, когда несколько сотен химкинских пенсионеров вышли перегораживать Ленинградское шоссе на выезде из столицы. Когда к митингующим присоединились другие граждане кроме Ленинградки, были перекрыты Куркинское и Головинское шоссе. По некоторым оценкам в акции участвовало не меньше пяти-семи тысяч человек. Акцию подмосковных пенсионеров поддержали в Уфе, где на митинг протеста вышли около четырех тысяч человек, в Альметьевске в Татарстане собрались около 1000 пенсионеров. Митинги протеста прошли, чуть ли не во всех крупных городах страны.
Стоит ли экономия на доставке того, чтобы до такой степени озлоблять людей, да еще в условиях экономического кризиса? Возмущение людей зурабовскими реформами даже в период, когда экономика страны находилась на подъеме, привело к массовым митингам и акциям протеста. Чем может обернуться социальный протест сейчас, трудно даже прогнозировать.
- Снижение процента на доставку пенсии действительно может привести к большим проблемам в глубинке, где например «Почта России» или «Сбер Банк» осациируется с органами Гос власти, - заявил член комитета Госдумы по региональной политике, председатель антикоррупционого комитета. - Может возникнуть реальная неразбериха, что в конечном итоге обернется «недоставкой» для пенсионеров. Всё это действительно похоже на Зурабовские идеи по монетизации льгот. Государство, намериваясь провести небольшую экономию, может получить новый социальный взрыв. Надо понимать, что в частности почтальоны не могут работать безвозмездно. Не надо душить почту. Вместо того чтобы выделять средства на её модернизацию, отбираются и так те крохи которые выделялись на её финансирование.
Как мы выяснили у Станислава Дегтярева, руководителя пресс-службы Пенсионного фонда РФ, оплата услуг доставляющих организаций осуществляется частично за счет федерального бюджета, частично за счет взносов работодателей, поступающих в социальные фонды. Таким образом, решение о размере платы за доставку на следующий год, очевидно, остается за правительством, которое должно будет утвердить бюджет страны и Пенсионного фонда на следующий год.
Никто не спорит, обещания президента выполнять надо, и каждая пенсионная копейка во время кризиса должна быть на особом счету. Но пенсионеры, живущие в дальних деревнях и селах, не дождавшись в один прекрасный день долгожданного человека со знакомой сумкой, вряд ли поймут, что государство, таким образом, о них позаботилось.