Как стало известно CNews, фонд Marshall Capital Partners создал холдинг «Оптима», оказывающий мультимедийные услуги для предприятий холдинга «Связьинвест». В частности, «Оптима» намерена получить от «Связьинвеста» эксклюзивные права на агрегацию мобильного и интернет-контента.
В распоряжении CNews оказалась презентация мультимедиа холдинга «Оптима» (дата: май 2010 г.), основными клиентами которого являются предприятия госхолдинга «Связьинвест». Согласно презентации, 80% акций «Оптимы» принадлежат фонду Marshall Capital Partners (MCP), управляющий директор которого Константин Малофеев входит в совет директоров «Связьинвеста» (свою связь с «Оптимой» Малофеев не комментирует), а экс-гендиректор Александр Провоторов возглавляет «Ростелеком». Остальными акциями владеет менеджмент холдинга.
Основой для «Оптимы» стал контент-провадер «Никита», приобретенный MCP три года назад: гендиректор «Никита» Евгений Жуланов и финансовый директор этого провайдера Евгений Желобанов занимают аналогичные позиции и в «Оптиме». Коммерческий директор «Оптима» и советник гендиректора «Никита» Екатерина Сединина подтвердили CNews подлинность презентации, воздержавшись от дополнительных комментариев. Факт существования холдинга «Оптима» подтвердил изданию и гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко.
Согласно презентации, в «Оптима» входят перепродавец интернет-трафика «Телеком-актив» (доля холдинга -100%, но гендиректор «Телеком-Актив» Дмитрий Сутормин это опровергает), агрегатор ТВ- и видео-контента «Бредбери Лаб» (создан на паритетных началах с Никитой Михалковым, при этом компанию контролирует «Оптима»), провайдер мобильного контента «Никита» (73%), агрегатор мобильного контента «Контент-Урал» (100%), оператор call-центров и голосового контента «Инфо-контент» (70%), а также агрегатор IP-контента «Фрешстор» (100%).
В 2009 г. совокупная выручка холдинга составила $73,5 млн, показатель EBITDA - $6,3 млн, чистая прибыль - $3,8 млн. На текущий год выручка запланирована на уровне $123,6 млн, EBITDA - $20,4 млн, чистая прибыль - $11,1 млн. Если «Телеком-активу» удастся заключить договор о торговле интернет-трафиком с «Ростелекомом» (на настоящий момент такого договора нет), то к 2014 г. выручка холдинга составит $361,3 млн, EBITDA - $64 млн, чистая прибыль - $41 млн. Без договора с «Ростелеком» выручка будет на уровне $313,6 млн, EBITDA - $50,5 млн, сказано в презентации. К этому моменту акционеры «Оптимы» планируют рассмотреть вопрос о ее продаже стратегическим инвесторам.
Амбициозные планы связаны с сотрудничеством с предприятиями «Связьинвеста». За счет этого, в частности, в 2011 г. должна выйти на прибыль компания «Фрешстор». Сейчас через интернет-магазин Enaza.ru компания продает цифровой контент (музыка, видео-по-запросу, программное обеспечение, контент для IPTV), в ближайшее время «Фрешстор» намерена договориться о продаже контента абонентам входящих в «Связьинвеста» интернет-провайдеров и создать для холдинга единый операторский портал. В 2011 г. компания должна получить выручку в размере $1 млн, в 2012 - $10,3 (рост – 900%), показатель EBITDA при этом составит $1,6 млн, чистая прибыль - $1 млн.
В то же время, ставшая базой для холдинга компания «Никита», испытывает не лучшие времена. В 2009 г. ее выручка упала на 26% до $50,5 млн, компания получила чистый убыток в размере $1,9 млн. Но в этом году «Никита», при сохранении текущих объемов выручки, ожидает получить чистую прибыль в размере $1,1 млн. Достичь этого планируется за счет поставки мобильного контента сотовым операторам «Связьинвеста»: компания намерена разработать по единому образцу операторские витрины (по технологиям WEB, WAP, STK, USSD, IVR) для «Уралсвязьинформа» (сотовая связь Utel), «Нижегородской сотовой связи», «Байкалвесткома», «Енисейтелекома» и «Акоса».
Другая занимающаяся мобильным контентом компания - «Контент-Урал» - является эксклюзивным агрегатором для Utel, через которого к оператору подключаются контент-провайдеры. В планах компании – стать таким же агрегатором для всех вышеперечисленных операторов, выкупив и объединив у них технологические платформы. Доходы с контент-провайдерами будут делиться в пропорции 70/30.
В прошлом году выручка «Контент-Урала» составила $14,7 млн, EBITDA - $3,1 млн, чистая прибыль - $2,7 млн, в текущим году запланирован 150% рост выручки до $36,7 млн, EBITDA при этом должна составить $7,3 млн, чистая прибыль - $6 млн.
Участники рынка по разному оценивают эффект от реализации различных инициатив «Оптимы». «Создание единого агрегатора мобильного контента может быть целесообразно только пока мобильные активы «Связьинвеста» разрозненны, - считает гендиректор контент-провайдера ZED Russia Кирилл Шрамко. - Например, раньше контент-провайдерам было неудобно подключаться к различным «дочкам», наличие единого агрегатора решило бы эти проблемы. Но после завершения планируемой «Связьинвестом» консолидации сотовых операторов необходимость в передаче какой-либо компании эксклюзивных прав на агрегацию отпадает: к примеру, операторы «большой тройки» всех крупных контент-провайдеров подключают напрямую».
Передача же одной компании прав на создание «операторских витрин» выглядит, по мнению Шрамко, оправданной. «Это соответствует практике крупнейших сотовых операторов, например, у «Вымпелкома» такую функцию выполняет компания «Темафон», у «Мегафона» - «ВАС Медиа», у МТС – отчасти «Информ-Мобайл», - отмечает эксперт. Евгений Юрченко, в свою очередь, скептически смотрит на всю идею образования «Оптимы». «Цель у этого холдинга одна – продавать «Связьинвесту» контент по завышенной цене», - считает гендиректор «Связьинвеста».