Российские и турецкие власти собираются возобновить сотрудничество назло Евросоюзу, считают наблюдатели. Очередная встреча членов правительств РФ и Турции состоится уже в июле, сообщает ТАСС. Турецкая сторона хотела бы провести двусторонние встречи министров энергетики, экономики и торговли, финансов, сельского хозяйства и, конечно, туризма.
Первый раунд переговоров на уровне российского и турецкого экономических ведомств прошел 9 июля в Шанхае. Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи выразил надежду на то, что Анкара сможет без потерь восстановить прерванное полгода назад сотрудничество с Москвой. Однако первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев осторожно дал понять, что отношения между странами будут выстраиваться поэтапно.
Дело в том, что в плане восстановления торгово-экономических отношений у России по-прежнему есть вопросы к Турции. В частности, речь идет об антидемпинговых расследованиях в отношении РФ, которые уже начаты или вскоре могут начаться, пояснил Лихачев. «Уже идет антидемпинговое расследование против России по стеклу и есть информация о возможном очередном расследовании по горячекатаному прокату», - отметил замминистра.
Турция, впрочем, добавила еще одну ложку меда: Зейбекчи поспешил заявить, что у Анкары нет проблем по проекту «Турецкий поток» (был приостановлен в декабре 2015 года). «Период конфликта никак не затронул «Турецкий поток». Однозначно переговоры по нему продолжатся. Скоро министры энергетики также проведут переговоры», - заявил он по итогам встречи.
В тот же день на курорты Антальи прибыли первые после снятия запрета 189 российских туристов. Как отметили пользователи Рунета, по всей видимости, терпящие убытки турецкие чиновники и отельеры «готовы выпрыгнуть из шальваров» - россиян встречали с невиданными почестями: с цветами, музыкой и алкоголем. Пока, правда, не очень радуют ценники – по оценке АТОР, недельные туры с размещением в отеле 3* (all inclusive) предлагаются по цене в среднем 45-55 тыс. рублей на человека (примерно на 20% дороже чартеров).
Как пояснила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, рейсы пока только регулярные. Хотя премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже поручил ведомствам предоставить предложения по возобновлению чартеров между Россией и Турцией в течение этой недели. Тем не менее, российские туроператоры пока оттягивают решение чартерного вопроса – вместо ближайших дней уже называется начало августа. Говорят, российские власти озабочены не только безопасностью в турецких аэропортах, но и тем, чтобы первой на этом направлении заработала отечественная госавиакомпания.
Напомним, запрет на продажу туров на популярные среди россиян турецкие курорты ввел президент РФ Владимир Путин после того, как в ноябре прошлого года ВВС Турции сбили российский самолет Су-24, участвовавший в операции в Сирии.
Говорят, наших соотечественников не испугал даже недавний теракт в международном терминале стамбульского аэропорта Ататюрка – российские туроператоры обратились к авиакомпаниям с просьбой увеличить число регулярных рейсов на турецкие курорты. Впрочем, многие россияне все же ждут падения цен после запуска чартеров, хотя турки и снизили стоимость отелей на 30-40%.
На минувшей неделе реверанс в российскую сторону сделал и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, заявивший, что Анкара может предоставить Москве возможность использовать базу Инджирлик для операций ВКС РФ против запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство»*. «Мы с самого начала ведем эту борьбу, и мы открыли базу Инджирлик для тех, кто хочет активно принять участие в ней. Почему мы не сможем точно так же сотрудничать и с Россией? ИГ - для всех нас враг, и с ним нужно бороться. Это в высшей степени важно для внедрения этого механизма в жизнь и предотвращения любых нежелательных инцидентов. По этой теме мы сошлись во мнении с Сергеем Лавровым», - подчеркнул Чавушоглу.
Иными словами, все пока выглядит так, будто у российско-турецких отношений появился реальный шанс выйти из кризиса. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что Москва будет соблюдать осторожность в переговорах после недавнего поведения Анкары. «Сейчас такая ситуация в Европе, они там решают свои проблемы, - говорит экономист Александр Дудчак. - Конечно, необходимо воспользоваться сложившимися обстоятельствами. Тем более, что Турция находится в положении виновного во многих проблемах, может быть созданных не по инициативе Анкары, но тем не менее. Сейчас Турция будет проявлять инициативу в том, чтобы быстрее наладить отношения с РФ. Поэтому, конечно, можно ожидать, что переговоры возобновятся и в перспективе вполне возможно возобновление строительства «Турецкого потока». Это действительно было взаимовыгодное сотрудничество. И турки в один момент все разрушили. Это очень странно».
«Все, что касается Турции, всегда было очень неоднозначным, - пояснил «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - В этом отношении Эрдоган - не новость, и ничего особенно оригинального во взаимоотношения наших стран он не привнес. Турция развивается по своим законам: наращивает внутреннее производство, создает внутри страны новые рабочие места, ищет внешние рынки сбыта, пытается построить внешний благоприятный экономический контур. Эта политика началась задолго до прихода Эрдогана к власти. Этим внешним рынком являлась и является, прежде всего, объединенная Европа, далее Евразийское пространство.
Никто в Турции не хочет быть поставленным перед выбором «или – или», - продолжает политолог. - И Эрдоган не хочет терять ни одно из обозначенных доминирующих направлений. Да, конечно, есть идеи пантюркизма и возрождения Османской империи, но это слова и политика. Экономика требует другого. Иногда политика и ее представители берут верх. Тогда происходит что-то неадекватное, типа сбитого российского самолета. Из создавшегося тупика приходится выруливать, включать заднюю скорость, возвращаться на проторенную дорогу».
Можно было бы еще подождать и попытаться выторговать более благоприятные условия нового соглашения с евразийской Россией, но вмешались новые неожиданные внешнеполитические факторы: признание геноцида армян в Германии, отказ от отмены визового режима с Евросоюзом, фактический отказ от миграционного пакета соглашений, и, наконец, референдум в Великобритании, напоминает Солонников. «Европейское направление все больше оказывается под угрозой. Роста контактов не предвидится точно, а их сокращение все более и более реально. В этих условиях времени на торговлю с Россией уже не осталось. Пришлось договариваться на тех условиях, которые есть, - говорит политолог. - Но не надо их слишком уж преподносить в виде полной капитуляции турецкой стороны. И извинения были весьма относительными, и с авиабазой все не так просто, и компенсации пока никто не платит.
Что касается туриндустрии, то это чистый бизнес. Как турфирмы сочтут, так они и сделают, хоть 90-процентный дисконт предложат. Значит, такова у них норма прибыли, что могут себе позволить подобное снижение цены. Это точно не решение Эрдогана. Его политика – это возвращение геополитических и геоэкономических отношений с Россией на прежний уровень. А, может быть, и их опережающий рост на фоне проблем в Западной Европе. Но еще раз, это не новость, это продолжение долговременной естественной политики», - заключает Дмитрий Солонников.
Тем не менее, пока российские власти не спешат отменять эмбарго на турецкие продукты, введенное с 1 января. По словам министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, это явно не поможет российскому сельхозтоваропроизводителю. Глава Роспотребнадзора Анна Попова также сообщила, что в ближайшее время не стоит ожидать появления овощей и фруктов из Турции на полках отечественных магазинов.
«На фоне действия рестриктивных мер начали формироваться новые реалии, которые оказывали долговременное негативное воздействие на интересы сторон - и турецкой, и, в меньшей степени, российской, - приводит ТАСС мнение члена Российского совета по международным делам, посла России в Турции в 2003-2007 годах Петра Стегния. - Я имею в виду импортозамещение, которое достаточно успешно развивается, и печальные перспективы для предметов традиционного турецкого экспорта. Тут и энергетический фактор - что-то надо решать с «Турецким потоком», здесь и приостановленные работы по важному стратегическому проекту - АЭС «Аккую».
Впрочем, политолог, научный сотрудник Оксфордского университета Олег Юрин напомнил: именно теракты удерживают Кремль, например, от сотрудничества с Египтом. «На фоне недавнего теракта в Стамбуле, где погибли 44 человека и 240 были ранены, плюс продолжающиеся вооруженные репрессии Эрдогана против курдов, Владимир Путин, тем не менее, распорядился восстанавливать туристические связи с Турцией, - заявил эксперт «Веку». - К этому не очень хочется что-то добавлять».
Кстати, египетские власти не меньше турецких ждут возобновления авиасообщения с Россией, которое было также приостановлено после крушения в октябре 2015 года российского пассажирского самолета над Синайским полуостровом. И хотя египтяне по требованию наших спецслужб сформировали частную компанию в несколько тысяч сотрудников и договорились с крупнейшим британским оператором о внедрении в своих аэропортах спецпрограмм для контроля за безопасностью – российские самолеты по-прежнему не летают в Египет.
Возможно, взрывы в турецком аэропорту все еще останавливают британских и немецких туристов от поездок в Турцию. Лишь россияне, похоже, торопятся отдыхать на анатолийских курортах.