Специалисты по маркетингу утверждают, что качественная упаковка - это половина успеха на рынке продаж. Эта формула эффективна для любого продукта, в том числе и для зубной пасты. Согласно исследованиям, более 30% человек при покупке зубной пасты больше всего внимания обращают на оформление тюбика. Главные ценители дизайна - покупатели от 16 до 30 лет, студенты, учащиеся и работники сферы услуг.
И хотя сегодня тюбики чем только не наполняют - и кремами, и красками, и даже космической пищей, зубная паста была и остается первым и основным продуктом, который нуждается в этой незамысловатой таре.
Можно с уверенностью сказать, что пока паста не начала жить в тюбике, она не могла и мечтать о том, чтобы стать для человека вещью первой необходимости. По крайней мере по утрам и вечерам.
До конца XIX века зубы чистили зубным порошком. Продавали его в небольших бумажных пакетиках. Полусонные обыватели планеты зачастую роняли пакетики на пол, и драгоценный порошок рассыпался. Это, понятное дело, никому не нравилось.
В 1873 году нью-йоркский аптекарь с известной сегодня всему миру фамилией Колгейт додумался выпускать "разжиженный" порошок-пасту. Это эпохальное в истории Земли начинание, однако, не сразу завоевало сердца людей. Пасту аптекарь Колгейт упаковывал в стеклянные баночки, что оказалось еще хуже пакетиков: баночки летели на пол с не меньшим постоянством, а граждане при этом еще и резали себе руки.
Особенно не любил "ловить" зубной порошок и соскребать с пола пасту дантист из Нью-Лондона Вашингтон Шеффилд. Профессия вынуждала его делать это чаще остальных. Помучавшись несколько лет с неудобной упаковкой, Шеффилд прослышал об одном американском художнике, который еще в 1840-х годах хранил свои краски в оловянных трубочках. 40-летний Вашингтон подумал, что подобные трубочки после небольшой модернизации можно использовать, чтобы хранить зубную пасту, а также всевозможные мази и кремы. Идея так увлекла доктора, что он оставил практику и всерьез занялся выпуском туб с зубной пастой.
Однако Шеффилд не был бизнесменом и не догадался вовремя запатентовать свое изобретение.
Через год после того, как стоматолог из Нью-Лондона запустил выпуск тюбиков, о новинке прознал все тот же дотошный старикашка Колгейт. Он быстро перенял практику упаковки в тубы всевозможных мазей и кремов, а также стал обладателем прав на ноу-хау.
В 1896 году мистер Колгейт стал производить зубные пасты в тюбиках по собственной технологии, благодаря чему и тюбик, и паста получили всеобщее признание в Америке и Европе.
С тех пор граждане стали чаще чистить зубы. Появилось более 20 видов различных зубных паст. По данным исследовательской компании Nielsen, на сегодняшний день зубные пасты составляют 62% мирового рынка средств по уходу за зубами. Самыми популярными из них являются противокариесные пасты, затем следуют пасты, предлагающие комплексную защиту зубов, а также отбеливающие зубные пасты.
И все это благодаря тюбику, который постепенно стал представлять различные "зубные" брэнды. При этом сама упаковка в стоимости пасты занимает скромное, почти последнее место - 10% от цены изделия.
Постепенно олово, из которого делались первые тубы, заменили на алюминий, а позже и на пластик. Однако по форме тюбик остался верен своим американским предкам. Благодаря ей он даже стал мерой исчисления в статистике, согласно которой за год один человек использует 8-10 тюбиков зубной пасты 75 или 100 миллилитров.
У нас отношение к такому серьезному товару, как тюбик, исключительно утилитарное - тара она и есть тара.
Для упаковки паст в Советском союзе тюбики стали использовать только в 50-е годы XX века. До этого пасты продавались в жестяных, а позже и в пластмассовых баночках. Правда, и в этой упаковке зубная паста появлялась на прилавках советских магазинов достаточно редко, безоговорочным лидером продаж был зубной порошок.
Сегодня ситуация изменилась, тюбик и у нас диктует свои условия. Одними из наиболее продаваемых на "зубном" рынке являются пасты в алюминиевых тюбиках. По словам специалистов, это связано с тем, что цена пасты в тюбике из алюминия в 1,5 раза ниже, чем в пластиковой оболочке. На производстве алюминиевой тары специализируются преимущественно отечественные производители зубных паст, которые выпускают их для своих нужд. Популярны также и пластиковые тюбики.
Между тем в странах Европы сейчас модно не столько чистить зубы, сколько собирать тюбики из-под зубной пасты.
Туботелисты, как называют новых коллекционеров, гоняются за чистящими зубы и советуют, как правильно выдавливать зубную пасту, чтобы тюбик остался "конкурентоспособным". Сжатые и поломанные тюбики у туботелистов не котируются. Особый вес имеют самые первые тюбики начала ХХ века. Однако есть уникальные экземпляры и в современности. Так, по ошибке в мире появилась партия тюбиков Aquafresh с надписью "toth paste". Отсутствие одной "о" - и цена тюбика на рынке у любителей тюбиков поднялась до 2 тысяч долларов США.