Так, в пятницу в нашем издании вышла новость о строительстве в Сочи курорта «Роза Хутор». Там опровергалась информация о том, что группа «Онэксим», подконтрольная Михаилу Прохорову, будет участвовать в строительстве объекта. У нашего читателя из германского города Бонн Бориса Вронского сложилось свое мнение об этом бизнесмене, и он оставил свой комментарий. Мнение г-на Вронского показалось интересным редколлегии, и мы решили опубликовать его отдельно.
Чтобы стать олигархом, можно ловко оттяпать чужой бизнес и сделать вид, что так оно и было. Чтобы попасть — или хотя бы влипнуть — в историю, достаточно прокутить пару десятков миллионов евро где-нибудь в Куршавеле. Но ни передел собственности, ни швыряние деньгами не помогут в случае, когда надо отрехтовать собственную подпорченную репутацию. Однако в молодой, но подающей надежды фирме «Онэксим», судя по всему, считают иначе. И твердо намерены погреть своего шефа Михаила Прохорова в лучах чужой славы.
До января этого года о миллиардере Михаиле Прохорове знали в основном коллеги по бизнесу, журналисты, пишущие об экономике, да жители Норильска, где он возглавлял горно-металлургическую компанию. После того как Прохоров в компании «девушек из модельного бизнеса» был задержан во Франции, на него обратила внимание и мировая печать, и российская «желтая» пресса. Куршавельская история сделала его человеком месяца по упоминаниям в газетах, даже анекдот появился про то, что на канале ТНТ скоро появится новая программа «Кандидат – 2». «Ее ведущий Михаил Прохоров будет проводить кастинг для своего очередного вояжа в Куршавель. Ожидаются офигенные рейтинги…»
Несмотря на то, что анекдоты являются показателем популярности, Прохорову пришлось долго объяснять непонятливым гражданам, что «российские люди после многих лет унижений и трагедий заслужили право на красивую и веселую жизнь». «На первом месте у меня работа, — откровенничал олигарх, — потом спорт, потом — еда. И лишь на четвертом — девушки». Однако перебить амурный шлейф не смогли даже тщательно распространяемые слухи о том, что легендарный владелец журнала Playboy Хью Хефнер ведет с Прохоровым переговоры о продаже своего детища. Эта первая попытка сделать «пластическую операцию» имиджа оказалась неудачной, хотя направление было взято верное. В самом деле, клин клином вышибают, и в случае приобретения журнала неприятный имидж плейбоя для Прохорова сменился бы респектабельным званием медиамагната.
Практически в это же время Прохоров покидает пост руководителя «Норильского Никеля» и возглавляет группу «Онэксим». И то ли из-за отсутствия привычки к публичной деятельности, то ли из-за того, что толковые пиарщики остались в «Норникеле», первые самостоятельные шаги Прохорова смотрятся со стороны несколько странно. Возьмем лишь самые последние примеры.
Не успели отгреметь фанфары гватемальского триумфа России, как «Онэксим» поспешил приписать себе лавры сочинского триумфа, объявив через пресс-релиз, что это именно он строит курорт «Роза Хутор» и вообще первым «оценил перспективы развития Сочи». Большинство участников сочинского проекта предпочли тактично не среагировать на этот демарш, лишь компания «Роза Хутор» дипломатично отметила, что ей «ничего не известно об участии группы «Онэксим» в проекте строительства горнолыжного курорта». То есть о своих намерениях пиарщики «Онэксима» всем рассказали, а договориться с самим объектом инвестиций не успели.
Впрочем, это уже не первая неувязочка в, судя по всему, масштабной кампании имиджевой г-на Прохорова. Буквально пару месяцев назад большим конфузом закончилось другое громкое заявление, сделанное от лица Михаила Дмитриевича. Тогда речь шла о фонде целевого капитала, или «эндаументе». На Западе такие фонды являются из основных способов негосударственного финансирования университетов. Схема проста: богатые выпускники, спонсоры и просто все желающие создают и пополняют специальный инвестиционный фонд, прибыль от оборота которого идет исключительно на развитие данного института.
С начала этого года первые эндаументы появились в России. По всей видимости, пиарщикам Прохорова потребовалось много времени, чтобы осознать перспективность этого начинания. В результате в мае этого года в печати появилось такое вот «сенсационное» сообщение: «Миллиардер Михаил Прохоров создал первый в России эндаумент-фонд… Идея создания фонда появилась у Михаила Прохорова. Пока его капитал равен 8 миллионам долларов». Вроде все красиво, но вот только до Прохорова таких эндаументов было создано как минимум четыре, да и капитал у них побольше (например, эндаумент Санкт-Петербургского университета составляет 150 миллионов долларов), и придумать эндаумент Прохоров не мог, потому что появление фондов стало возможно лишь благодаря тому, что Госдума приняла закон о целевом капитале. То есть опять либо пиарщики подвели, либо газеты переврали.
Спорт, образование, а третий государственный приоритет какой? Правильно - наука, инновации, нанотехнологии. Стоило государству объявить о создании нанокорпорации, как Михаил Прохоров и тут поспешил объявить себя у истоков этой идеи, обозначив и это направление как приоритетное в бизнесе группы «Онэксим». В качестве главного аргумента здесь используется водородная энергетика, мысль о которой, разумеется, «первой пришла Прохорову», как заявляет его партнер Борис Кузык. Правда, вот уже несколько лет на российский рынок водородные установки успешно внедряет вовсе не «Онэксим», ну да какая разница! Главное – идея-то была Прохорова, и человечество просто обязано это запомнить.
Но, воскликнет читатель, к чему все это злословие? Пусть первые самостоятельные шаги Михаила Прохорова на публичной ниве пока выглядят не очень твердыми, но все же когда-то начинали.
Оно, конечно, так. Но тревожит другое. В одном из интервью Прохоров признался, что в школе боялся знакомиться с девушками. К чему привела нынешнего олигарха борьба с этим юношеским комплексом, весь мир увидел в Куршавеле. Боюсь, как бы к аналогичному эффекту не привело многолетнее стремление Прохорова избегать публичности. Выйдя под свет софитов после 15-летнего воздержания, плейбой вполне может превратиться в плейбойца, ведущего бой без правил за собственную «минуту славы».