Подземка для «своих»

Глава Москвы Сергей Собянин в очередной раз спустился в подземку - на Тверскую, где находится мэрия, 2 апреля он приехал на метро. Метрополитен - любимое «детище» для инвестиций руководства Москвы. По некоторым данным, на новые линии и станции власти готовы потратить 1 трлн. рублей, доверив их только определенным фирмам.

В нынешнем году власти Москвы пообещали ввести в эксплуатацию 14 км линий метро и построить шесть станций: на Бутовской и Таганско-Краснопресненской линиях, одна из которых будет располагаться в пешей доступности к жилищному комплексу «Бутово Парк». В 2012 году в полном объеме была запущена программа развития столичного метрополитена до 2020 года, Сергей Собянин заявил, что в течение ближайших 10 лет подземка вырастет в полтора раза. Программа предусматривает строительство 150 км новых линий, по словам мэра, проект обеспечен ресурсами, определены маршруты новых «веток», на 90 стройплощадках работают более 18 тысяч человек.

Наблюдатели отмечают: бывшему мэру Москвы такое масштабное финансирование строительства метро и не снилось - при Лужкове в год на эти цели тратили от силы 40 млрд. рублей. После назначения Сергея Собянина на пост столичного градоначальника объемы ежегодного финансирования из бюджета выросли в два, а теперь и в три раза - в 2013-2015 годах в строительство метро планируется вкладывать 140-170 млрд. рублей в год. В 2011 году ввели 4,5 км, в 2012 году еще 8,5 км (ускоряться вдвое приходится каждый год) - Сергею Семеновичу, который в 2015 году пойдет на мэрские выборы, метро нужно быстро.

Видимо, поэтому московские власти не стали проводить тендеры или конкурсы для потенциальных подрядчиков - чтобы сделать это по закону, потребовалось бы минимум два года. На разработку проектно-сметной документации на 37 станций и 75 км линий и соответствующую экспертизу потребовалось бы также много времени, которого, судя по всему, у Собянина нет.

Реклама на веке

Частные «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Ингеоком», «Бамтоннельстрой» и государственный «Казметрострой» получили подрядов более чем на 100 миллиардов рублей, пройдя так называемую «процедуру предквалификационного отбора», пишет Forbes. Кроме них в число крупнейших подрядчиков входит и УСК «Мост», 25% акций которой с 2012 года принадлежат основателю Gunvor Геннадию Тимченко, известному также в качестве ближайшего друга президента РФ Владимира Путина.

По данным издания, заказчиком и распорядителем бюджетных миллиардов стала компания «Мосинжпроект», неожиданно выросшая при Сергее Собянине. Бывший скромный проектировщик подземных сооружений и инженерных коммуникаций «нарастил» выручку с 1,2 млрд. рублей в 2010 году до 15,8 млрд. в 2011 году. До конца 2014 года компания планирует освоить в качестве генподрядчика по проектно-изыскательским работам 68 миллиардов рублей, а по строительно-монтажным - 292 миллиарда рублей.

Скромная проектная организация, превратившаяся за считанные месяцы в гиганта, на которого теперь работают «Мосметрострой» и «Метрогипротранс», в свое время стала единственным участником и победителем конкурса по выбору УК для проектирования и строительства линий и станций от ГУП «Московский метрополитен» - основного заказчика строительства. По словам чиновников, деятельность «Мосинжпроекта» прозрачна и контролируется непосредственно департаментом строительства Москвы (100% этого ОАО принадлежит городу).

В свою очередь, «Мосинжпроект» и провел тот самый «предквалификационный отбор», определив пятерых крупнейших подрядчиков строительства метро. По словам заммэра по градостроительной политике Марата Хуснуллина, были собраны все организации, способные строить метро, среди них выбирали лучших по технике и работникам.

Тем не менее, среди участников московского метростроения есть и новички - та самая УСК «Мост», которая стала четвертым крупнейшим подрядчиком, освоив 12 млрд. рублей на строительстве метро. Кроме того, структурам Тимченко, к слову, достались и крупнейшие дорожные подряды в столице.

Не все эксперты считают, что качество стройки стратегического объекта от такого подхода властей к выбору метростроевцев ухудшится. Как заявил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, никто ведь не отменял все существующие строительные нормативы и требования к качеству строительства этих объектов.

«Работа компаний будет находиться под постоянным контролем, система сдачи объектов в эксплуатацию будет наистрожайшей и многоступенчатой, то есть никакая халтура точно не пройдет, - уверен эксперт. - Но ее и не может быть там вообще, по определению, ведь компании не враги себе и не хотят становиться участниками уголовных дел, не хотят лишиться денег, собираются работать и дальше. Ведь это не последние станции метро, которые строятся в городе, будут и другие, а значит, есть возможность получить новые подряды, так к чему тогда плохо выполнять первый заказ. Велики и репутационные издержки, ведь если оскандалиться на таком важном объекте, как московское метро, велик риск того, что остальные клиенты откажутся от сотрудничества с компанией вне зависимости от того, какой объект и где она могла бы построить».

Тем не менее, по данным СМИ, в неформальных разговорах рабочие жалуются на то, что проектировщики значительную часть работы перекладывают на строителей, причем, если уж «рисуют» проект, то так, чтобы для его строительства надолго перекрывать оживленные улицы.

«Спешка хороша только при ловле блох, - заявил «Веку» источник, близкий к ситуации. - По моим данным, в «Мосинжпроекте» очень много тех, кого в свое время выгнали из СМУ. При таком ритме мы рискуем получить не подземный «город-сад», обещанный чиновниками, а нью-йоркский типичный метрополитен, с его одинаковыми станциями и серостью. Я уж не говорю о качестве строительства…».

Кстати, могущественный Геннадий Тимченко, судя по всему, не очень беспокоится о своей репутации, занимаясь строительством чего бы то ни было и осваивая бюджетные деньги. Достаточно вспомнить пример с провалом одного из крупнейших российских инфраструктурных проектов - строительством нового нефтепровода БТС-2, который должен был расширить возможности России по экспорту нефти через отечественные морские порты в Европу. Мегапроект столкнулся с непреодолимым препятствием - морской терминал Усть-Луга в Ленинградской области не смог принимать танкеры и отгружать нефть из-за образовавшихся провалов на причалах. Эти морские причалы на стратегическом объекте строили компании Геннадия Тимченко, к тому времени отчитавшиеся о почти полном и успешном завершении работ.

Примечательно, что ОАО «Роснефтьбункер» и ООО «Невская трубопроводная компания», принадлежащие структурам известного нефтетрейдера, заявляли тогда не только о проведении регулярного геодезического мониторинга, дополнительных проверках несущей способности фундаментов, но и о положительных заключениях экспертов об устойчивости трубопроводной эстакады для перевалки нефти - то есть фактически уверяли, что проблем для запуска стратегического объекта нет.

Однако специалисты Ростехнадзора предупредили тогдашнего вице-премьера Игоря Сечина: регулярная загрузка танкеров на этих причалах будет небезопасной. Эксперты сочли, что технические нарушения, допущенные при строительстве причалов, более значительны, чем предполагалось. «При размыве дна гребными винтами отходящих танкеров грунт из причала будет вновь высыпаться, что грозит обрушением верхних строений и последующей крупной аварией с разливом нефти в Балтийское море», - отмечали эксперты.

Проблемы со временем устранили - проект запустили, но в этом мало кто сомневался. К нефтяным делам руководство страны относится с особым трепетом, и проблемы в отрасли устраняются с завидной оперативностью. А что же будет с московским метрополитеном, строящимся с рекордной скоростью? Надеемся, что желание московских властей и строителей сохранить репутацию все же перевесит возможные недоработки в процессе прокладки метро.

Реклама на веке
В Татарстане Рогозин опробовал "Тайфун" Прокуратура добивается перевода Алехиной в другую колонию