Эксперт и исследователь творчества Малевича Александр Шатских рассказывает для BBC, что впервые черный квадрат появился в 1913 году как один из элементов оформления декораций к футуристической опере «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина. Слова к опере были написаны Алексеем Крученых, а Казимир Малевич работал над созданием декораций и костюмов.
На месте, где должно было находиться явление природы Солнце, художник изобразил черный квадрат. Оборот холста с черным квадратом Малевич датировал 1913 годом.
Но первая презентация обрамленного полотна с названием «Черный квадрат» состоялась только в декабре 1915 года на открытии выставки футуристов «0,10» в Петрограде. Тогда «Черный квадрат» был вывешен в «красном углу» где традиционно размещают иконы. Вместе со знаменитым полотном Малевича, тогда экспонировались «Черный круг» и «Черный крест».
Несмотря ни на что, эксперт считает, что 8 июня 1915 года великолепно подходит для празднования юбилея этой удивительной картины.
«Черный квадрат» стал настоящей российской и мировой иконой для поклонения авангардистов и модернистов. Это полотно называют одним из трех величайших шедевров искусства нового времени. Со слов известного британского искусствоведа Сары Уилсон, картина – бескомпромиссная, самая семантически богатая и самая дерзкая в своем вызове будущему. А некоторые критики и вовсе сравнивают по значимости известную картину Малевича с теорией относительности Эйнштейна в физике.
Художественное наследие Малевича стало символом новой эпохи. Сложно представить, каким бы было последующее искусство без его работ.
Однако всемирная слава и признание не избавили «Черный квадрат» Малевича от насмешек, иронии, а иногда и откровенно критического и враждебного отношения людей. Для некоторых это полотно – это черная дыра, начало упадка классического искусства. Именно так отозвался о «Черном квадрате» Казимира Малевича известный режиссер Андрей Кончаловский в интервью для BBC.