Сразу же после того, как МАК озвучил результаты расследования и сообщил, что на летчиков Ту-154 оказывалось давление в лице нетрезвого министра ВВС, Польша заявила, что МАК скрыл переговоры диспетчеров. В ответ Авиационная комиссия опубликовала распечатку переговоров диспетчеров с летчиками, из которых видно, что самолету с правительственной делегацией не разрешали заход на посадку, а всего лишь снижение до 100 метров с заходом на новый виток.
Теперь же польская сторона нашла новый аргумент, свидетельствующий о том, что якобы польская документация по катастрофе самолета президента Леха Качиньского под Смоленском показывает более полную правду об этой трагедии. Об этом в среду заявил премьер-министр Польши Дональд Туск.
Комментируя накануне в Сейме окончательный доклад МАК об обстоятельствах авиакатастрофы, премьер сказал, что, «когда мы сравниваем наши данные с российским отчетом, видно, что польская документация показывает более богатую правду о катастрофе».
По его словам, «для Польши лучше было сделать возможным получение как можно большего количества документов» от российской стороны. «Для Польши лучше знать правду и не иметь войны, чем воевать и не знать правды», - подчеркнул Туск. Он также предупредил о возможных негативных последствиях, которые могут наступить после авиакатастрофы под Смоленском из-за поиска «удобной правды», передает ИТАР-ТАСС.
«Все действия правительства служили тому, чтобы найти правду, зная, что она неудобна и для России, и для Польши. Мы заботились о том, чтобы правда была полной», - отметил он, подчеркнув, что, как и обвинения в давлении на пилотов не исчерпывают проблемы, так и обвинения российской стороны – не вся правда. По мнению польского премьера, к трагедии привел «комплекс причин».
Дональд Туск заявил также, что некоторые польские политики считали, что авиакатастрофа под Смоленском приведет к «холодной войне» с Россией, но «правительство не позволило втянуть себя в такой ход событий». Польский премьер осудил деятельность критически настроенных оппозиционных политиков страны, которые подрывают позиции польского правительства в работе с таким «трудным и требовательным партнером», как Россия. «Они не облегчили нам задачу, а затруднили ее», - сказал премьер.
Между тем, польская оппозиция все равно осталась недовольно заявлениями Туска, несмотря на то, что он признал частичную вину российских диспетчеров. «Позор, предатель!» - кричали некоторые депутаты в то время, когда премьер Дональд Туск говорил о том, что его правительство сделало и продолжает делать все возможное для тщательного выяснения причин катастрофы, при этом «не начиная холодной войны с Россией», передает Радио «Свобода»*.
Оппозиция раскритиковала правительство Польши за неэффективность и слишком мягкую позицию по отношению к Москве. Депутат Эльжбета Якубяк заявила: «Я понимаю, что нужно все эти социотехнические штучки использовать для собственной популярности, но когда речь идет о такой катастрофе - это неуместно».
Крупнейшая оппозиционная фракция «Право и справедливость» предложила парламенту принять резолюцию, в которой высказывается решительный протест против выводов о причинах катастрофы, сделанных в отчете МАК. Спикер Сейма, однако, отправил проект резолюции на рассмотрение парламентской комиссии по законодательству.
Самый ярый «обвинитель» России, брат-близнец погибшего в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского Ярослав Качиньский, проявляет русофобию аналогично покойному брату. Ранее он заявил в Сейме, что непосредственная ответственность за трагедию под Смоленском лежит на российской стороне. Он убежден, что «экипаж самолета был введен в заблуждение, и это стало причиной трагедии», передает ИТАР-ТАСС.
Глава оппозиционной партии «Закон и справедливость» предложил Сейму полностью отвергнуть отчет МАК. «Мы хотим помочь правительству выйти из ловушки, поэтому предлагаем резолюцию, отменяющую доклад МАК», - отметил Качиньский. «Мы не дадим себя спровоцировать. Мы хотим знать правду, это наша обязанность, и мы будем ее выполнять. Россияне должны считаться с международным мнением», - подчеркнул он.
В свою очередь глава МВД Польши Ежи Миллер исключил возможность того, что российские диспетчеры специально ввели в заблуждение пилотов президентского Ту-154М во время посадки под Смоленском. Об этом министр, возглавляющий польскую правительственную комиссию, расследующую причины трагедии под Смоленском, заявил в интервью местному радио Zet. Таким образом, он отмел версию о сознательном убийстве, которую озвучили родные погибшего президента Качиньского.
Вместе с тем, бывший пилот 36-го специального полка, отвечающий за перевозку первых лиц в государстве, Стефан Грушчик в эфире телеканала TVN24 отметил, что пилоты должны были информировать контролеров на аэродроме, на какой высоте они находятся, передает ИТАР-ТАСС.
«Радиолокационная система у нас, на земле нет показателя высоты – она не знает, на какой высоте находится самолет, и поэтому при посадке обязанность экипажа – отвечать за высоту, когда земля дает расстояние. И это взаимный контроль», - пояснил он, подчеркнув, что 10 апреля стороны действовали сами по себе, не было контакта. По словам эксперта, на основе данных о высоте контролеры проверяют собственные показатели приборов. Польские пилоты не информировали диспетчеров, а контрольная вышка этого от них не требовала, сказал он.
В свою очередь президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что выяснить все причины трагедии под Смоленском необходимо прежде всего, чтобы избежать подобных катастроф в будущем, а не найти виновных. «Не следует искать виновников катастрофы, необходима коллективная мудрая работа», - заявил он во время визита на 23-ю базу тактической авиации республики в городе Миньск-Мазовецки в среду.
Несмотря на заявления политических деятелей Польши о том, что страна желает «мира» с Россией, она, однако, действует по собственному сценарию. Так, стало известно, что поляки планируют изложить в организациях Евросоюза проблемы, возникающие при взаимодействии с Россией в расследовании обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском. Об этом в среду Польскому агентству печати заявил ранее аккредитованный при Межгосударственном авиационном комитете полковник Эдмунд Клих, возглавляющий польскую госкомиссию по авиакатастрофам, передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, это произойдет на одной из следующих встреч «сети» в течение ближайших трех месяцев. Неформально Клих уже обсудил с коллегами вопрос сотрудничества с Россией, и они, по его словам, «с пониманием отнеслись к его замечаниям».