Утверждать поправки сейчас оказалось невозможно по двум причинам. Первая (и не самая существенная) резкая критика мэров и общественности. С этим у нас вертикаль власти справлялась всегда неплохо. Вторая (и на самом деле существенная) - эти же поправки сегодня намерены обсудить представители Совета Европы, правительства и Совета Федерации на Конгрессе местных и региональных властей Европы. Негативное впечатление Запада от проблемы может осложнить и без того непростую ситуацию в отношениях Россия - Евросоюз в преддверии саммита, который состоится 24 ноября в Хельсинки.
Единоросcы не первый раз пытаются захомутать мэров. Пробный шар был брошен в апреле этого года, когда депутаты Государственной Думы от "Единой России" Мокрый, Жидких и Огоньков предложили поправки, разрешавшие региональному руководству временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления в целях обеспечения единства систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры. Фактически это означало, что губернаторы могут лишать неугодных мэров большинства полномочий и брать на себя управление региональными столицами.
Тогда документ сочли противоречащим Конституции, инициатива единороссов не дожила даже до первого чтения. Было даже едва ли не официально заявлено, что вопрос об "отмене мэров" больше не поднимут. Но Мокрый, Жидких и Огоньков даром времени не теряли готовили поправки в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которые и внесли на рассмотрение 20 октября.
Новый документ был составлен более корректно, необходимость его принятия была объяснена так. Мы не лишаем полномочий мэров, мы обязываем региональных руководителей, когда это необходимо, брать ответственность на себя и не доводить до чрезвычайных ситуаций, - заявил при внесении проекта в думский комитет Владимир Жидких. Но и эту формулировку многие эксперты, депутаты и мэры сочли опасной для сохранения городской самостоятельности, поэтому рассмотрение законопроекта в Госдуме постоянно откладывалось.
Точку в такого рода укреплении вертикали власти должны были поставить сами мэры на Всероссийском совете по местному самоуправлению, который только что завершился в Москве. Мероприятие также должно было проверить лояльность партийных мэров к инициативе думцев-единороссов. Но оказалось, что мэры настроены весьма решительно и сдавать свои позиции накануне региональных выборов, даже несмотря на партийную принадлежность, сдавать не собираются.
Зачем Единая Россия все же надеется рано или поздно протащить поправки? Один из ответов, возможно, можно отыскать в Самаре, где единороссы потерпели поражение на выборах градоначальника. Видимо, чтобы впредь такие проколы не случались, мэров неплохо бы вообще не избирать. Как выяснилось в Самаре, электората порой ведет себя не так, как планируют в избирательных штабах. А если мэр, не дай бог, окажется из оппозиционной губернатору партии, и при том, не из ой опереточной оппозиции в лице нынешней справедливой России, а чего-нибудь покруче? Это что же будет? Какая тут вертикаль власти?
Наблюдатели утверждают, что единороссы проигрывают в крупных городах, где население, как правило, более образованное и обеспеченное. Оно не дышит на ладан, как в сельской местности, где люди фактически выживают и держатся лишь за счет небольших бюджетных подачек и собственных скромных хозяйств. Поэтому на деревне народ легче приучить к правильному выбору. В таких условиях вполне уместной выглядит инициатива "спустить" самоуправление пониже, на уровень райцентров и сельсоветов, где голосуют сейчас, как при коммунистах: вот вам кандидат, других не надо.
Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, выступая на Всероссийском совете по местному самоуправлению, так отозвался о поправке: Мы беспокоимся о целостности городского хозяйства. Данное предложение является с организационно-экономической точки зрения несостоятельным. Он даже сравнил инициативу партии с черными политическими шарами, которые Единой России совсем невыгодно получать в свой адрес. Мэр добавил, что именно такие поправки воспринимаются большинством горожан как антидемократические и не могут быть поняты и приняты ни при каких условиях.
По словам Челябинского градоначальника Михаил Юревича, механизм получения тем или иным главой города своего поста важен не столько самим управленцам, сколько избирателям. Когда население выбирает, оно начинает надеяться и ждать улучшений от поддержанного ими кандидата, а теперь у них отнимут и эту надежду, - сказал Юревич. Он полагает, что у губернаторов и так слишком много рычагов давления на мэров, самый главный из которых - финансовый: Если вы с чем-то не согласитесь, глава региона в ответ на предложение о какой-то городской программе всегда сможет вам ответить, что денег на нее нет и не будет. Вот вам и механизм.
Надо сказать, что, к несчастью Единой России, шум докатился уже до Европы. Законопроект Мокрого - Жидких начали обсуждать в закрытом режиме и на Конгрессе местных и региональных властей Европы. Реакция на документ, скорее всего, окажется негативной. Одна из главных причин - ратифицированная в том числе Россией Европейская хартия о местном самоуправлении четко предусматривает выборы мэров, а не назначение.
По всей видимости, Единая Россия отнюдь не откажется от своих планов. Просто сейчас накануне региональных выборов портить отношения с мэрами ни к чему. Пока "Единая Россия", чтоб успокоить градоначальников, посулила им помощь в виде государственных дотаций на восстановление ЖКХ и строительство детских садов. Борис Грызлов пообещал, что уже к 1 января 2007 года Госдума рассмотрит законопроект по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства России. Необходимо также выделить бюджетные средства для финансирования строительства дошкольных учреждений в регионах. Заглотят ли мэры эту сладкую наживку, неизвестно. Вероятно, поправка снова возродится к жизни до конца следующего года. После выборов в Госдуму, когда единороссы получат новые депутатские сроки, руки у них будут развязаны, и мэры сполна ответят за свою строптивость.