Поэтому гражданской панихиды и каких-то речей не было. В то же время родственники актрисы подчеркнули, что все почитатели ее таланта могли приехать для прощания на кладбище. И пришли сотни людей - самые близкие друзья Марковой, в том числе актрисы Зинаида Кириенко, Татьяна Конюхова, Лариса Лужина, политик Сергей Миронов, а также поклонники ее творчества.
Она никогда никому не жаловалась на свои недуги. Только дочь и внук знали, наверное, что ей было плохо. О смерти Риммы Марковой, скончавшейся в четверг в Боткинской больнице на 90-м году жизни после долгой и тяжелой болезни, стало известно в пятницу. Причины ее смерти пока не называются.
На счету любимой многими актрисы - более сотни разноплановых ролей в театре и кино. На театральные подмостки Маркова вышла уже в 6-летнем возрасте. Но большинство зрителей знают Римму Маркову по кино. Работе в театре и кино актриса посвятила более полувека.
Она родилась 3 марта 1925 года в небольшом поселке Чурино Куйбышевской, а сейчас Самарской области. В 1931-1934 годах играла детские роли в постановках областного драмтеатра имени К. Маркса, где ее отец служил актером. В 1946 году Римма Маркова окончила школу-студию уже при Вологодском (в связи с переездом родителей на новое место жительства) областном театре драмы. А в 1951 году она поступила в драматическую студию при Московском театре имени Ленинского комсомола.
С пятидесятых она служила в Ленкоме, позже в Театре-студии киноактера. Всего Римма Маркова снялась более чем в восьмидесяти картинах. Наиболее известными из них по праву стали «Вечный зов», «Родня», «Покровские ворота», «Гардемарины, вперед!». Одной из ее последних работ стала роль ведьмы в дилогии Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» и «Ночной дозор». За эти роли Маркова была номинирована на «Золотого орла» как лучшая актриса. В 1994 году она получила звание Народной артистки России.
На экране у нее превалировал образ сильной женщины: Римма Маркова часто играла саму себя. По-настоящему народной эту характерную актрису сделали десятки ярких киноролей. Римма Васильевна, как и ее лучшая подруга Нонна Мордюкова, воплощала собой сильную русскую женщину, которую никогда не сломят никакие обстоятельства.
За этот самый кинообраз истинно русской женщины ее награждали многими премиями. А она часто поправляла, что не женщины, а простой русской бабы. Гром-бабой Римма Маркова называла и себя обычную, не киношную. За долгие годы ее творческой жизни никто так и не разобрался, играла она или просто была сама собой на сцене или перед объективом кинокамеры.
Еще в детстве, в школьные годы над ней подшучивали и дразнили циркулем, каланчой и дылдой. За худобу, видно, да еще и за рыжие волосы. А потом, годы спустя, за то же самое Римме поголовно все представители сильного пола признавались в любви, задаривали цветами, через одного, как говорится, предлагали руку и сердце.
Москва сдалась ей без боя. На вступительном экзамене в студию при Ленкоме она изобразила... верблюда. Но говорила всегда, что поступила благодаря брату Леониду, сыгравшему... орангутана.
Как сама она не стеснялась говорить, с братом они приехали из провинции. Это, считай, деревня. Представляете, в Москву! Чтобы поступить, чтобы быть актерами. Представляете, короче, сколько нахлебались?
Может, и брали за душу все ее героини - многострадальные, сильные именно потому, что сама настрадалась, но не сдалась. Она пережила войну, голод, работала сутками напролет - дома до ночи у плиты, утром со стопками сценариев в руках. А в 1967 году первая главная роль в фильме «Бабье царство» сделала ее по-настоящему знаменитой.
Роль председательницы колхоза принесла ей премию за создание образа большой драматической силы. Она словно была написана под Маркову. Хотя слабой она тоже была, правда, недолго, только когда по уши влюблялась. Ревела в подушку, но даже при таких обстоятельствах оставалась актрисой. Глядела на себя, на свои слезы в зеркало и запоминала образ, чтобы потом сыграть точь-в точь или еще выразительнее.
Только она могла превратить небольшой эпизод в целый самостоятельный фильм. Ее мимолетные появления в кадре запоминались больше самых главных сцен. Так получилось, к примеру, с очень категоричной санитаркой в «Покровских воротах» Михаила Козакова.
Маркова была той редкой актрисой, которая сумела избежать творческого застоя. Ее приглашали сниматься и после сорока, и после шестидесяти, и даже после восьмидесяти.
Самую первую настоящую известность ей принесла характерная роль в картине Алексея Салтыкова «Бабье царство», когда она получила специальный диплом международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. А всего у Марковой более восьмидесяти сыгранных ролей только в кино.
Римма Маркова была удостоена звания Народной артистки России, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».
Как рассказал известный режиссер Борис Грачевский, Маркова не признавала медицину и никогда не принимала никаких таблеток. Многие, может быть, даже не догадывались, что актриса не пользовалась лекарствами. Она не признавала медицину как таковую и считала, что организм может справиться со всеми болезнями сам. Но... последний раз они виделись около полугода назад и, к сожалению, уже тогда Маркова себя очень плохо чувствовала.
Грачевскому не раз доводилось работать с Риммой Марковой на съемочной площадке «Ералаша». По его мнению, она была удивительным человеком, Артисткой с большой буквы. Ее роли становились настоящим явлением. Окружающие постоянно были потрясены тем, как во время гастролей она общается со зрителями. Римма Маркова могла просто «без заготовок» выйти на сцену, начать говорить, и все ее слушали, затаив дыхание.
Если перечислять все ее фильмы, то это будет полная «биография» нашего отечественного кино.
Марковой в кино сильно повезло, она часто играла саму себя, даже не играла, а просто проживала на экране свою жизнь.
Действительно, уходят наши лучшие артисты... Римма Маркова была приятным в общении, очень порядочным, глубоко переживающим за свою страну человеком.
И она ушла. Но прежде успела признаться, что именно работа всегда была главным стимулом ее долголетия.