Крупнейшие российские сети продовольственных супермаркетов заявили, что не планируют с 1 января повышать розничную стоимость продукции на 2%, дабы нивелировать увеличение налога на добавленную стоимость. Соответствующие письма ритейлеры направляют поставщикам. Несколько документов оказались в распоряжении «Известий». Сеть Billa напомнила, что с продукции, реализованной с 1 января, потребуется уплатить НДС в размере 20%. Гендиректор ритейлера Елена Мальцева напомнила, что, согласно договорам поставки, рост данного налога не означает автоматическую переоценку розничной стоимости продукции. Следовательно, увеличение налога является коммерческим риском поставщика.
Аналогичным образом рост НДС трактует правление региональной сети «Ярче», которая располагает 500 торговыми точками. Ритейлер объявил мораторий на увеличение стоимости товаров до 15 января. Гендиректор сети Андрей Лучин поясняет, тем самым удастся исключить резкое подорожание продукции на праздники.
Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков сообщил, что ритейлер X5 retail group, который владеет сетями «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток», также не одобряет увеличение отпускных цен поставщиками. Последние оказались перед сложным выбором: они вынуждены либо нести убытки, либо снижать качество продукции, либо не проводить отгрузку товаров по старым ценам, рискуя утратить сотрудничество с крупнейшей сетью. В X5 retail group ситуацию не комментируют.
Востриков отмечает, в Кодексе добросовестных практик зафиксировано, что в случае отказа ритейлера приобретать продукцию по возросшим ценам, поставщик вправе приостановить передачу продукции, при этом ритейлер не должен применять взыскания. Глава президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков говорит, спор поставщиков и ритейлеров извечен. Первые пытаются работать рентабельно, а вторые – ориентируются на платежеспособность покупателей. Руководитель налоговой практики юридической компании AVG Legal Давид Капианидзе говорит, манипулировать увеличением НДС могут обе стороны. К примеру, поставщики могут пытаться повысить цены на продукцию, которая уже сегодня находится у них на складах, и с которой они уплатят налог по старой ставке, зато ритейлерам эти партии будут отгружены уже в январе.