Как узнал «Коммерсант», правительство может изменить критерии для выдачи субсидий экспортерам машиностроительной продукции. Сейчас если автоконцерн получил подтверждение производства продукции или заключил специальный инвестконтракт (СПИК), он может получить компенсацию 80% затрат на транспорт; при наличии сертификата о происхождении товара с 2018 года будут компенсировать 60%; и если компания участвует в соглашении о промсборке в России, то льгота составит 20% от затрат. На эти цели в бюджете на ближайшие три года заложено 11,8 млрд. рублей.
В новой редакции постановления предлагается оставить только два вида льгот: при заключении СПИК или наличии сертификата о происхождении на модели машин с уровнем локализации больше 50% будут компенсировать 80% затрат; в условиях промсборки, соответствующей критериям, позволяющим продукции считаться российской – компенсируют 60% затрат. Это предложение касается исключительно автопрома, подчеркнул источник «Ъ».
Критерии для получения 60%-ной льготы позволят не субсидировать, к примеру, китайские автоконцерны с крупноузловой сборкой. Критерии для получения 80%-ной льготы направлены на то, чтобы стимулировать автоконцерны, у которых заканчиваются соглашения о промсборке, заключать СПИК. Сейчас они заключены лишь с Mazda Sollers и Daimler.
Ранее «Ъ» уже сообщал, что Минпромторг намерен привлекать инвесторов в российский автопром именно с помощью СПИК. Изменения в правилах, как сообщили в ведомстве, будут препятствовать спекуляциям по получению субсидий, поскольку будут четко сформулированы критерии, предъявляемые к компаниям. Также будет увеличен срок и период субсидирования.
В одной из компаний рассказали изданию, что обсуждается несколько вариантов по изменению субсидий. Договориться о чем-то с автопроизводителями не удалось, поэтому участники рынка ожидают, какое решение примет и внесет в правительство Минпромторг, но когда это произойдет – пока непонятно. Заявки по новым правилам на получение субсидий никто из опрошенных «Ъ» компаний еще не подавал.