Еще два года назад чиновники и эксперты хотели привести в соответствие утвержденную в 2012 году программу государства о развитии леечного хозяйства на 2013-2020 годы с программой «Основами госполитики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года». Программа государства должна была выступить инструментом запуска «Основ», но эксперты заявили о некоторых противоречиях. Так, программа подразумевает интенсифицировать использование лесов через освоение до этого недоступных лесотерриторий. Такое положение дел уже стало причиной целого кризиса в лесном секторе, эксперты сказали «нет» использованию первого показателя как одного из основных целевых показателей развития отрасли.
В докладе от РАНХиГС снова можно увидеть желание сделать соответствие положения в обоих документах, которые имеют отношение к вопросам определения расчетной лесосеки. Так, авторы документа считают целесообразным взять в пользование другой показатель –
«расчетной лесосеки экономически доступных лесных ресурсов». Он даст возможность обойти искажение ситуации с реальным использованием древесины и то, что лесные ресурсы РФ бездонны.
Эксперты утверждают, что большая часть поправок, нужных еще пару лет назад, не утвердили попросту от лени. Теперь же их пытаются внести как можно скорее в ручном режиме. Также делают акцент на том, что до сих пор не определили правовой режим особо защитных участков в эксплуатационных и резервных лесах. Это тянет за собой риски конфликтов между местными сообществами, организациями по охране природы и так далее. Не готов и механизм ГЧП при строительстве лесодорог к разрабатываемым участкам и не до сих не определены места, где на 100% нужны эти дороги.
Так, в перечне свежих инициатив РАНХиГС – точное определение недревесных ресурсов и упорядочение регулярной практики их производства, грамотное использование экспорта.