Уже с июля нынешнего года перечисление средств исполнителем государственных контрактов в оборонной сфере будет осуществляться под контролем казначейства. Аналогичная процедура с января 2018 года будет введена для всех бюджетных контрактов, которые были заключены по процедуре единственного поставщика, либо впоследствии были переданы на исполнение субподрядной организацией. Такую схему нередко применяют федеральные государственные унитарные предприятия, ранее получившие статус единственных поставщиков.
В дальнейшем введение контроля казначейства будет продолжено, но в индивидуальном порядке для отдельных видов контрактов. В итоге казначейский контроль должен будет осуществляться над всеми госзаказами, независимо от сторон, задействованных в их исполнении. Детальный график перевода контрактов под надзор Белый дом должен будет разработать уже в апреле, а в октябре нынешнего года его направят на подпись главе государства.
Как утверждают источники «КоммерсантЪ», распоряжение об ужесточении казначейского контроля президент Владимир Путин дал в начале февраля, после тематического совещания. Последнее состоялось на фоне масштабного сбоя в Единой информационной системе госзаказов. Однако ранее глава государства не единожды указывал на необходимость казначейского сопровождения бюджетных средств, перечисляемых исполнителям контрактов. Этот вопрос поднимался после того, как стало известно о растратах и хищениях средств на космодроме Восточный.
Первый этап введения казначейского контроля был пройден в прошлом году. Под надзор передали контракты, по которым оговорено выделение аванса в размере свыше 100 млн рублей. Необходимость жесткого контроля данного вида договоров в финансовом ведомстве объяснили большим количеством случаев, когда подрядчики используют авансы не для проведения работ, а для приобретения валюты либо заработка на процентах.
О том, что данной меры недостаточно, ранее говорила руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова. Большое количество крупных контрактов остаются вне поля зрения казначейства, поскольку по ним не предусмотрены авансовые платежи. В частности, дорожное агентство выполняет порядка 70% договоров без предварительных ассигнований.