Всё началось с шашлычной.
В начале сентября в префектуру САО на имя Олега Митволя обратился председатель Московского городского совета ветеранов Владимир Долгих с просьбой обратить внимание на шашлычную, расположенной на Ленинградском шоссе. Заведение общепита располагалось напротив гостиницы "Советская" и называлось, соответственно, - "Антисоветская". Ветераны просили районные власти "порекомендовать дирекции шашлычной изменить название своего заведения, чтобы не вызывать раздражение у той части граждан, которые уважительно относятся к советскому периоду в нашей истории". Префект пообещал разобраться. И на днях одиозную вывеску сняли. Правда, как выяснилось, никакого политического аспекта в этом не было. По словам самого Митволя, "на эту вывеску не были оформлены документы".
Тем не менее, завсегдатаи "антисоветского" кафе (а это, как раньше, литературно-оппозиционная богема) были крайне недовольны позицией и ветеранов, и властей.
Сатирик Виктор Шендерович, которого "раздражала" "несгибаемая ветеранская номенклатура, десятилетия напролет говорящая от имени миллионов павших", со свойственным ему сарказмом предложил ветеранам пойти к Зюганову и выбить "из партийной кассы деньги на пельменную "Советская". А вот у его коллеги, главреда ИА "Прима " Александра Подрабинека сарказма оказалось много меньше, а потому он рубанул правду-матку. Со всей своей либеральной прямотой.
"Жалобы ветеранов – жлобство, низость и глупость", - констатирует Александр Пинхосович. "Это вам только кажется, что вы приватизировали патриотизм, любовь к России и заботу о ее будущем. Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почетный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось. Ваша родина – не Россия. Ваша родина – Советский Союз. Вы – советские ветераны, и вашей страны, слава Богу, уже 18 лет как нет", - пишет он в статье "Как антисоветчик антисоветчику". Дальше - больше. Подрабинек напоминает, что Советский Союз – это "не только политруки, стахановцы, ударники коммунистического труда и космонавты", но и "крестьянские восстания, жертвы коллективизации и Голодомора, сотни тысяч невинно расстрелянных по чекистским подвалам и миллионы замученных в ГУЛАГе под звуки поганого михалковского гимна". А потому настоящими ветеранами и героями он считает тех, кто боролся "против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии" (иными словами, сотрудничавшие с нацистами "бандеровцы" и "лесные братья"). "Пора прекратить лицемерные причитания о чувствах ветеранов, которых оскорбляют нападки на советскую власть. Зло должно быть наказуемо. Его служители – тоже. Презрение потомков – самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима", - ставит жирную точку правозащитник. Точнее, даже не точку, а крест. Причём на собственной судьбе.
Интернет-общественность живо отреагировала на откровения либерала. "Что можно сделать с этим фашиствующим существом? Существуют ли какие-либо юридические основания для привлечения его к ответственности за такие вот "обращения"? - интересуется ЖЖ-юзер _lord_. И получает в ответ залп из комментариев типа "Ветераны - говно. Победа - говно. И, конечно, совок - тоже говно" от представителей неонацистских организаций.
А чуть позже в компанию к "коричневым" вливаются и оппозиционеры с более либеральными взглядами, которые Подрабинека в целом осуждают, но в данном случае, конечно, осуждают за то, что он, как выразился член общественной палаты Николай Сванидзе, "очень сильно перегнул палку". "Да, ветераны - разные и в этом смысле я согласен с Подрабинеком. Для того, чтобы менять лицо столицы недостаточно высказываний ветеранов, которых почему-то коробит критика советского строя. Почему не опросить других ветеранов, да и не только ветеранов?" - недоумевает Николай Сванидзе, входящий. между прочим, в состав Комиссии по противодействию фальсификации истории.
Эксперт Human Rights Watch Татьяна Локшина считает текст А. Подрабинека некорректным, но в то же время напоминает, что "автор имеет право на свое мнение" и "свободу выражения своего мнения у нас, по крайней мере формально, еще никто не отменял", сообщает сайт Yoki.Ru.
"Ветераны тоже разные. Одни безумные советчики, совершенно остервеневшие, другие наоборот, - рассказывает "Правде.Ру "председатель Фонда "Холокост" Алла Гербер, которая, "была резкой противницей советской власти, коммунистической партии и так далее". "Я очень уважаю автора этой статьи, как личность, как журналиста, как честного и порядочного человека. Но я противница крайностей", - продолжает она, подчёркивая, что "мы не можем судить ветеранов, мы не можем их делить на группы. Мол, эти были "коммуняги", эти за Сталина, эти за Ленина, а эти шли воевать, потому что шли воевать. Народ шел воевать, и он хотел победы. И не дай нам бог сейчас заниматься их судилищем".
Но если для одних откровения Подрабинека всего лишь "мнение", то руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин считает, что "когда в пылу какого-то спора начинают вспоминать, что враг моего врага - это мой друг - эта логика заводит очень далеко".
"Могу только пожалеть, что у господина Подрабинека сложности в жизни при советском режиме привели к таким выводам, которые, на мой взгляд, противоположны не только чувству благодарности и чувству себя в этом мире, но и просто элементарной человеческой логики и знания истории, - говорит представитель ФЕОР. - От этого находящиеся в его рассуждениях зерна правды перестают существовать, потому что все остальное такой абсурд, что и зерна правды кажутся абсурдом". Б. Горин считает, что "история Второй мировой войны, она конечно многоцветная", но при этом "совершенно очевидно, что есть много разных цветов и есть один цвет ненависти – цвет свастики. Все люди, которые по самым благородным позывам присоединились к этому цвету – персоны нон грата, в том числе и в дискуссии", цитирует главу ФЕОР "Правда.Ру".
Перестанут ли ходить в шашлычную шендеровичи, подрабиники...? Вряд ли. Хотя, конечно, вкус "антисоветского" шашлыка будет уже не тот. Впрочем, Александру Пинхосовичу в ближайшее время вожделенный кусок мяса может стать поперёк горла. Если история получит продолжение и правозащитнику придётся отвечать уже не перед читателями, а перед законом по статье о возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства... публично или с использованием средств массовой информации.