В Совете по правам человека при главе государства считают, что утверждение изменений в Основной закон ведется чересчур поспешными темпами, и предлагают откорректировать Конституцию в два этапа, разделив внесение политических изменений и положений социальной направленности. Председатель комиссии совета по гражданским правам Николай Сванидзе в беседе с «КоммерсантЪ» поясняет, пока не понятно, как единым пакетом может вноситься положение о праве главы государства увольнять судей Конституционного суда, и норма о минимальной зарплате. Кроме того, нет ясности в причинах поспешной корректировки Основного закона. По оценке Сванидзе, в стране отсутствует ситуация, которая требовала бы безотлагательного пересмотра Конституции.
Экс-глава Совета Михаил Федотов также озвучил свои рекомендации профильной рабочей группе. По его мнению, редактировать Основной закон нужно двумя законами. Федотов считает, что править преамбулу Основного закона не нужно, поскольку в этом случае процесс изменения Конституции фактически превратится в принятие нового документа. Также, говорит правозащитник, непонятно, чем вызвана идея сокращения количества судей Конституционно суда с 19 до 11 человек. Увольнять же судей данной инстанции следует не главе государства единолично, а при наличии соответствующего представления Совета судей, что гарантирует независимость судебной системы, поясняет Федотов.
Что касается разделения правок, то, по словам экс-главы СПЧ, нынешнее название законопроекта, в котором говорится о регулировании публичной власти, не соответствует его наполнению, а именно – положениям об оплате труда и индексации выплат. Эти разделы необходимо вынести в отдельный законопроект, полагает Федотов. Председатель рабочей группы Совета Мара Полякова говорит, обсуждение инициатив экс-руководителя СПЧ состоится в пятницу, 7 февраля.
По словам еще одного члена Совета Андрея Бабушкина, наиболее спорными остаются положения об урезании численного состава Конституционного суда, наделении главы государства правом снимать судей, а также о моратории на работу в государственных органах для лиц, имеющих гражданство третьих стран.