Сейчас все спецслужбы государства напряженно работают над предотвращением новых взрывов. А их можно ожидать буквально где угодно. К примеру, склонность террористов к дешевым эффектам вполне может привести их к тому, чтобы устроить в меру локальную, но во всех отношениях заметную техногенную катастрофу. Например, взрыв на аммиакопроводе.
Аммиакопровод Тольятти - Одесса – уникальное инженерное сооружение, созданное на излете советских времен при активном участии США. По тем временам это был подлинный шедевр химпрома. Да и сегодня аналогов ему в мире практически нет. «Такого уникального объекта, как аммиакопровод Тольятти - Горловка - Одесса, в мире не существует. Технологический аммиакопровод между химическими предприятиями, который находится в США, мало похож на наш, он строился для других целей и задач. Эта труба не является транзитной, не имеет выхода в порт», - подчеркивал директор госпредприятия «Укрхимтрансаммиак» Виктор Бондик.
И в самом деле, СССР был единственным государством в мире, где труба, по которой под давлением прокачивался аммиак, могла идти по густонаселенным территориям и заканчиваться в крупном порту. Как отмечают эксперты, «аммиакопровод Тольятти - Горловка - Одесса является единственным в мире по своему масштабу не потому, что в других странах нет денег на прокладку труб, а из-за феноменальной опасности, которую представляет собой аммиакопровод. Тысячи километров ничем не защищенных труб являются идеальным объектом для терактов. В СССР такой проблемы не существовало».
Известны и места, где доступ к трубе относительно упрощен, а эффект от взрыва утаить не удастся. Это, например, участок уникального вантового перехода аммиакопровода через реку Днепр – это переход длиной 720 м относится к числу самых длинных в Европе.
Впрочем, чтобы случилась беда, террористы могут и не понадобиться.
Аммиакопровод эксплуатируется двумя компаниями: на российском участке - ОАО «Трансаммиак» (принадлежит ОАО «Тольяттиазот»), на украинском - УГП «Укрхимтрансаммиак». Аналитический портал химической промышленности «Новые химические технологии» указывает, что его номинальная мощность 2,5 млн. тонн в год, но фактически мощность составляет 3,5 млн. тонн в год.
Понятно, что при такой нагрузке, при столь длительной - еще с советских времен - эксплуатации трубопровод нуждается в особой заботе. И тут подход украинской и российской сторон разительно отличается: мы, в отличие от соседей, относимся к трубе куда легкомысленней. Иногда это даже приводит к конфликтам: так, в начале года Украина просто отказалась принимать аммиак из Тольятти, поскольку, как писал недавно «МК», «трубопровод … тихонько протекает. Давление в нем периодически падает, и инородные частицы, которые попадают в аммиачный поток, начинают разрушать оборудование перегонных станций. Соответственно, на границе у «вентиля» явно нарушаются основные техпараметры потока. Украинская сторона иначе относится к своему оборудованию, и «не пускает» к себе грязную продукцию».
Кое-как уладив конфликт с украинскими партнерами, руководство «Тольяттиазота» немедленно провело косметический ремонт и пригласило местных, хорошо знакомых пресс-службе комбината журналистов, чтобы показать, как все на «Тольяттиазоте» и на аммиакопроводе красиво и прочно.
Лучше бы они этого не делали.
Оказалось, что система оповещения об авариях со всеми своими тумблерами и верньерами - мечта послевоенных фантастов: сегодня в ЖЭКах стоит более современная аппаратура. Оперативное управление работой аммиакопровода осуществляется - вы не поверите - по городскому телефону! Да-да, с тем самым пружинным проводом и круглым диском для набора номера. Сама же труба, свежевыкрашенная к приходу журналистов и ставшая теперь веселого желтенького цвета, останется такой ненадолго: красили-то прямо по ржавчине. Впрочем, и это не так уж важно: как ни крась, труба-то гнилая.
На самом деле владельцы «Тольяттиазота» и аммиакопровода отлично понимают, что при таком обслуживании трубопроводу осталось жить недолго и без терактов (хотя для них и от террористов есть польза - случись что, можно многое списать). А значит, не худо бы запастись обходным вариантом. Заодно продемонстрировать, куда исчезает прибыль «Тольяттиазота» - не на офшорные счета его собственников, конечно же, а на развитие производства. Например, на строительство своего морского терминала.
Основные владельцы и руководители завода - династия Махлаев (Владимир Махлай, его сыновья Сергей и Андрей, а также новая гражданская жена Махлая-старшего Валентина Семенова), гендиректор Евгений Королев, а так же, как называют его газеты, «главный сбытчик продукции и распределитель финансовых потоков Андреас Циви». Эта сплоченная компания вот уже второй десяток лет строит для «Тольяттиазота» терминал на Азове, в порту Тамань. Однако за все эти долгие годы на таманском берегу так ничего и не появилось кроме ям. Не урегулированы даже базовые правовые вопросы. «По результатам нескольких проверок краснодарских краевых природоохранных органов, а потом и МЧС выяснилась нелицеприятная картина: «Строительство вспомогательных объектов и сооружений по документации, не имеющей экологической экспертизы... Ведется пользование недрами без лицензии. Выброс вредных веществ в воздух... Не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления...
Не разработан проект санитарно-защитной зоны с учетом вклада всех предполагаемых к размещению предприятий и сооружений по всем видам загрязнений... Не проведены расчеты санитарных разрывов от железной дороги... Не разработана программа производственного контроля за негативным влиянием на здоровье людей... Не разработаны техусловия по противопожарной защите объекта с учетом его специфики... Нарушения обязательных требований СНиП, допущенные при выполнении строительно-монтажных работ на объектах морского терминала, и т.д. и т.п...» В результате господину Махлаю отказали в заманчивых «инвестициях в краевую экономику» и запретили строительство терминала в Тамани.
В общем, средства на транспортировку аммиака с «Тольяттиазота» выделяются исправно, а деваются неизвестно куда: ни нынешний аварийный трубопровод их не видит, ни грядущий азовский порт. Долгие годы трудов и миллионные инвестиции в строительство завершились лишь несколькими ямками в Тамани. Впрочем, учитывая, что и у самого азотного завода техническое состояние плачевно (уровень использования мощностей, по данным статистики, каждый год снижается), может, оно и к лучшему - глядишь, скоро и транспортировать будет просто нечего.