Перейдя из фазы благоприятной в стадию неблагоприятной, мировая конъюнктура поставила перед правительством РФ серьезную задачу удержания набранных в 2004-2006 годах темпов экономического роста и выполнения принятых на себя бюджетных обязательств.
На состоявшемся 2 марта заседании правительства РФ глава Минэкономразвития Герман Греф предупредил членов кабинета министров о том, что темпы роста российской экономики будут падать. Причина проста ухудшающаяся внешнеэкономическая конъюнктура и нечеткость планирования.
По прогнозам МЭРТа, темпы роста ВВП в 2008-2009 годах составят только 5,9%, в то время как в 2006 году рост валового внутреннего продукта составил 6,8%. Лишь в 2010 году, когда сегодняшние вложения начнут давать отдачу, рост ВВП составит 6,1%. И это еще оптимистичный сценарий, предусматривающий интенсивную работу правительства, замечает Газета.RU. В противном случае показатели будут еще хуже: 5,2-5,3% в 2009-2010 годах. Страшилкой для министров стало заявление Германа Грефа о том, что мировая конъюнктура, ставшая причиной достаточно заметного экономического роста в последние три года, будет ухудшаться. Те факторы роста, которые действовали в 2004-2006 годах, ослабевают, - предупредил глава Минэкономразвития членов правительства.
Надо понимать так, что под слабеющей мировой конъюнктурой он, прежде всего, подразумевает падение цены на нефть, которая, к примеру, в январе-феврале 2007 года составила 51,6 доллара за баррель, в то время как правительство прогнозировало, что цена нефти составит 55 долларов за баррель. В качестве же дополнительных сдерживающих экономический рост факторов Герман Греф назвал инфраструктурные ограничения и нехватку квалифицированных кадров (неужели он имел в виду те кадры, что работают в российском правительстве?). Масла в огонь на заседании правительства подлил новый глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов, который заявил, что в бюджете нынешнего года может образоваться дыра в 400 млрд. рублей.
По прогнозам ФНС, в 2007 году сборы НДС составят 982 млрд. рублей, в то время, как в федеральном бюджете с подачи Минфина заложена цифра в 1 трлн. 378 млрд. рублей. А это означает, что, если оправдается прогноз ФНС, то уровень собираемости НДС по отношению к ВВП будет рекордно низким и составит 3,15%, заявил председатель правления Центробанка Сергей Игнатьев, добавивший, что больше доверяет прогнозу ФНС, чем бюджетному. Как замечают Ведомости, еще осенью Минфин был полон оптимизма. По прогнозам ведомства Алексея Кудрина, рост экономики должен был увеличить поступление внутреннего НДС на 476,5 млрд. рублей, рост импорта на 58,5 млрд. рублей, улучшение налоговой дисциплины на 80,4 млрд. рублей, а падение курса доллара к рублю сократить возмещение на 29 млрд. рублей.
В свою очередь депутаты и сенаторы во время принятия бюджета-2007 заявляли, что считают прогноз доходов от НДС завышенным. И заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, и глава бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин заявляли тогда, что бюджетное задание по НДС можно будет выполнить только в одном случае: если налоговики перестанут возмещать НДС.
Заметим, что, поскольку НДС является одним из главных источников дохода бюджета (в 2006 году этот налог, по данным Газета.RU, обеспечил 30,8% бюджетных поступлений), обеспокоенность правительства понятна. Как полагают эксперты, причинами невыполнения первоначального прогноза поступлений от НДС в бюджет в 2006 году (сначала планировалось собрать 1123,7 млрд. рублей внутреннего НДС, затем прогноз был снижен до 958 млрд. рублей, в итоге было собрано 924,2 млрд. рублей) стали переход к уплате НДС по методу начисления, новый порядок вычетов НДС при капитальном строительстве и необложение авансов по экспортным поставкам. Эти же факторы плюс переход к заявительному порядку возмещения экспортерам НДС окажут влияние на поступление НДС в бюджет и в нынешнем году, считают аналитики. Все это может привести к тому, что профицит бюджета-2007 с учетом Стабилизационного фонда составит 1 трлн. 456 млрд. рублей, без стабфонда дефицит в 205 млрд. рублей.
Впрочем, ситуация не улучшится и в ближайшие три года. Масштабный рост расходов федерального бюджета в 2009-2010 годах может привести к дефициту бюджета в 1,1-1,2 трлн. рублей без учета стабфонда, причем финансировать дефицит придется повышением планки отсечения в стабфонд с нынешних 27 долларов до 43 долларов за баррель или резким увеличением внутренних заимствований. Как правительство сумеет решить проблему покажет время.
Однако уже сейчас очевидно, что размеры обещанных правительством повышений бюджетникам зарплат могут оказаться меньшими, чем первоначально предполагалось, да и социальная сфера недополучит определенный объем средств. Таким образом неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, до которой врачам, учителям и другим бюджетникам, собственно говоря, нет никакого дела, окажет на их жизнь непосредственное влияние.