18+
  1. Сладкий обман

Сладкий обман

Сладкий обман
Вместо коричневого тростникового сахара в магазинах продают подкрашенный рафинад. Покупая коричневый сахар, который значительно отличается по цене от своего «белого собрата», потребители желают получить качественный натуральный продукт.

И при этом даже не догадываются, что, чаще всего, приобретают подкрашенный рафинад, лишь сверху покрытый пленкой тростниковой патоки.

Такие данные обнародовал на страницах своего издания потребительский журнал «Качество.РУ» (www.kachestvo.ru), издаваемый Обществом защиты прав потребителей. По заказу ОЗПП специалисты АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ провели исследование пяти самых популярных марок тростникового сахара, продающегося на российском рынке.

Выяснилось, что вся пятерка протестированных образцов - «DANSUKKER» от Nordic Sugar, «MILFORD», Демерара «МИСТРАЛЬ», BILLINGTON’S «Natural Dierara», Brown&White «Golden Dierara» – это рафинад. Вот только какой именно, эксперты не устанавливали. Впрочем – это и не важно. Ведь тростниковый сахар от свекловичного практически не отличается. По сути, - это одна сплошная сахароза (легкоусвояемый углевод), не содержащая никаких полезных элементов. Единственная радость – тоненькая пленка патоки, которую все же содержали образцы.

Настоящая же коричневая сладость производится при помощи уваривания сока сахарного тростника по специальной технологии. Такой продукт обладает ярким ароматом, уникальным вкусом и необычным цветом. Он содержит ряд полезных микроэлементов – кальций, фосфор, железо и др. Чем темнее тростниковый сахар, тем больше в нем остаточной патоки (тростниковой мелассы), а значит и ценных питательных веществ. Но такой натуральный продукт на полках российский магазинов встретить можно редко.

Продаваться тростниковый сахар может в рафинированном, нерафинированном и неочищенном виде. Вот только в случае с рафинадом производители должны были бы открыто писать об этом на упаковке продукта. Поскольку потребитель должен знать, за что платит деньги: питательная ценность «подкрашенного» сахара за счет тонкого слоя патоки может и вовсе свестись к нулю из-за побочных продуктов переработки рафинированного сахара, из которого его и делают.

Проведенная СОЭКС экспертиза показала, что информация, содержащаяся на всех этикетках протестированного сахара, не соответствует действительности. Потребителей попросту обманывают и вводят в заблуждение. Три образца из пяти - «МИСТРАЛЬ», Brown&White «Golden Dierara», BILLINGTON’S «Natural Dierara» - заявлены производителями, как «нерафинированный тростниковый сахар», а представляют собой белый кристаллический сахар с добавлением тростниковой патоки (мелассы).

Другие два образца - «MILFORD» и «DANSUKKER» от компании Nordic Suggar – не так откровенно лгут покупателям. На их упаковке нет слова «нерафинированный», зато красуются названия «коричневый» и «темный» тростниковый сахар. Но суть одна – такой сахар также должен являться нерафинированным.

Беспрепятственно выдавать ложь за правду производителям помогает отсутствие закона. Привлечь к ответственности за надпись «рафинад» нельзя. В России не существует нормативных актов, запрещающих выдавать тростниковый сахар за подкрашенный рафинад. Более того, не существует и Технического регламента. Документ до сих пор находится на рассмотрении в виде проекта. Впрочем, законопроект этот вряд ли поможет, поскольку в нем, как и во многих аналогичных скоропалительно состряпанных техрегламентах отсутствуют четкие термины и определения для идентификации продукции.

Впрочем, похоже, обманывать потребителей в нашей стране входит в привычку. Ведь история с тростниковым сахаром – это вполне обыденный случай подлога с продуктами питания на российском рынке. Не так давно Общество защиты прав потребителей проводило экспертизу маслин, которая показала, что вместо них покупателям предлагают искусственно подкрашенные черные оливки. И всё это на фоне отмены обязательной сертификации для продуктов питания, отмены ГОСТов и практически полного развала системы государственного контроля за качеством товаров и услуг. Поэтому в данных условиях потребителю можно надеяться только на себя и не доверять заманчивой, но очень часто недостоверной рекламе.