За первые 8 месяцев нынешнего года россияне приобрели на 10% больше водки, нежели за аналогичный период 2017 года, или 46,3 млн декалитров, говорится в отчете правительственного Аналитического центра. Документ имеется в распоряжении «Известий». При этом выпуск крепкого напитка остался на прошлогоднем уровне – 49 млн декалитров. Примечательно, что в конце минувшего и начале нынешнего года наблюдалась противоположная динамика. Ранее в Росалкогольрегулировании сообщили, что в 2017 году отпуск водки вырос на 2% и составил 72,5 млн декалитров. А в январе-марте нынешнего года объемы продаж водки совпали с показателями 2017 года – 17,4 млн декалитров.
В Росалкогольрегулировании считают, что увеличение розничного отпуска горячительного напитка обусловлено совершенствованием применения ЕГАИС. А руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз констатирует, если рост продаж отмечается в легальном сегменте, то рассуждения о сокращении объемов потребления алкоголя гражданами не имеют оснований. Ранее в Минздраве уверяли, что в прошлом году усредненный житель страны потребил 10 л этанола, что на 40% меньше, чем в 2016 году. Снижение объемов потребления стало следствием ночного моратория на отпуск спиртного, исключения алкоголя из ассортимента киосков и опять же введения ЕГАИС.
Член Экспертного совета при правительстве Дарья Халтурина согласна с обеими трактовками нынешней тенденции. Продажи могли вырасти как благодаря легализации, так и в силу того, что люди реально стали покупать больше водки. Это неудивительно, поскольку стоимость напитка с 2017 года не растет, соответственно, цена бутылки падает относительно номинальных доходов. Удешевление крепкого напитка не позволяет намеченными темпами увеличивать среднюю продолжительность жизни россиян. В 2018 году она может увеличиться лишь на 1 месяц, предупреждает Халтурина. Зато в Ассоциации компаний розничной торговли уверяют, что больше пить россияне не стали, зато теневой рынок спиртного сокращается. А глава правления общественной ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов связывает прирост реализации водки с футбольным первенством мира.