Прохоров попытается придумать для РБК стратегию и место в своем медиа-холдинге

Вчера стало известно о решении собственников «РБК-Информационных систем» продать группе «Онэксим» Михаила Прохорова 51% увеличенного уставного капитала РБК за $80 млн.

Деньги потратят на реструктуризацию долгов, оперативные задачи и "агрессивное развитие" компании в будущем. Первым шагом к такому развитию станет разработка детального бизнес-плана РБК на 2009-2010 год.

Глава «Интерроса» Владимир Потанин также предлагал в апреле кредиторам РБК план реструктуризации долгов компании. Впрочем, Потанин не слишком активно боролся за актив. Источник, знакомый с ситуацией, считает, что бизнесмен и не собирался покупать РБК. Своим предложением, Потанин просто "подложил свинью" Прохорову, заставив его почти втрое увеличить свое предложение. В принципе, если бы не Потанин, то Прохоров, надавив через суды, смог склонить менеджмент РБК и на первое предложение в 35 млн.

РБК не в том состоянии привлекательности, чтобы включать его в ПрофМедиа Потанина. В свою очередь, Прохоров и его аффилированные структуры – крупные кредиторы РБК. Конечно, у них к компании совершенно конкретный интерес: вернуть деньги, заключает источник.

Реклама на веке

РБК была основана Германом Каплуном, Александром Моргульчиком и Дмитрием Беликом в 1993 году. Основным фокусом компании является Интернет: РБК владеет и управляет более 20 популярными онлайн-ресурсами и сервисами, включая ведущий российский деловой портал www.rbc.ru. РБК также принадлежит единственный в России телевизионный канал деловых новостей РБК-ТВ, два лидирующих в своей нише печатных издания - деловая ежедневная газета "РБК Daily" и деловой ежемесячный журнал "РБК", а также ведущий в России издательский дом, специализирующийся на интерьерной прессе (ключевые издания: "Идеи Вашего Дома" и "Salon Interior").

По оценке «Ведомостей», сделка для Михаила Прохорова получилась выгодной. Вопрос в том, как будет развиваться РБК дальше. У Михаила Прохорова имеется собственное представление о медиа-бизнесе – нетипичное. В апреле 2008 года Прохоровым была основана Медиагруппа «Живи!». Учердители компании - «Онэксим», ООО «Контент-бюро Владимира Яковлева» и частные лица. Первый проект «Живи!» стартовал в октябре 2008 года. Сегодня у Михаила Прохорова имеются - журнал "Сноб", портал snob.ru, журнал "Русский пионер", телеканал "Фит". 4 февраля 2009 года начала выходить еженедельная газета «F5. Интернет как образ жизни».

Эти издания специфичны по формату и, по крайней мере пока – все убыточны. «В группе идет неугасающая дискуссия по поводу проекта… Честно говоря, мы были не очень довольны стартом», - заявил в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов. Проблема в том, что медиа-проекты Прохоров запустил уже в кризис – когда рушился рынок рекламы и имеющиеся на рынке СМИ сокращали издержки и штаты. «Онэксим», по словам Разумова, все еще ожидает, что медиа-холдинг выйдет на окупаемость к 2011 году. При условии, что изначально заявлялась сумма инвестиций в $100 млн и более, прибыль инвесторам медиа-бизнес начнет давать нескоро.

Похожая ситуация была у Прохорова и другим направлением деятельности «Онэксима» - девелопментом. Был, по признанию Разумова, сформирован земельный банк, но девелоперские проекты так и не были реализованы – «кризис внес коррективы».

Как именно будет «Онэксим» проводить оздоровление РБК пока не вполне ясно. Антикризисных менеджеров, похоже, в ближайшее время в компании ожидать не стоит – по договоренностям Прохоров обещал оставить старую команду. «Операционное руководство компанией продолжит осуществлять текущий менеджмент», - говорилось в пресс-релизе «Онэксима».

На решение акционеров РБК, по данным СМИ, могло оказать влияние мощное судебное давление со стороны кредиторов. Так, 16 июля Арбитражный суд Москвы наложил арест на активы, еще принадлежавшие РБК, а в конце июня выведенные из холдинга Арест был произведен по иску УК Росбанка (владеет 11,5% РБК). Компания подала в суд иски о недействительности пяти сделок, в результате которых РБК потерял контроль над ключевыми активами, и потребовала вернуть их на баланс компании «РБК информационные системы». По мнению наблюдателей "УК Росбанка" могла действовать в интересах «Онэксима», с целью сделать предложение «Онэксима» для РБК единственно верным выбором. Гендиректор "УК Росбанка" Владислав Бессарабов утверждал, что его компания действует самостоятельно.

Так что соглашение о приобретении контрольного пакета РБК (которое, впрочем, еще должны одобрить все кредиторы и акционеры, а также ФСФР и ФАС), было достигнуто неспокойным путем. Впрочем, ореол скандальности имеют многие проекты «Онэксима». Например, пока еще не завершилось разбирательство по поводу геологоразведочных активов, которые, по мнению ГМК «Норникель», не на достаточно законных основаниях были выведены в структуру «Онэксима» «Интергео». Плюс не так давно отгремел скандал по поводу пенсионного фонда «Норникеля». Руководство ГМК заявляло, что в период, пока фонд находился под управлением «Онэксима», с его счетов исчез 1 млрд рублей пенсионных накоплений норильчан.

Реклама на веке
Край дошел до края Офис компании «ФосАгро» переезжает в Израиль, а ее гендиректору Максиму Волкову придется искать новую работу