Есть в Перми свои маленькие, но как их здесь прозвали, весьма коррупционноемкие национальные проекты, инициированные руководством области. Называются они «Семь важных дел». Среди этих «семи важных дел», которыми занимается лично глава края, два проекта относятся к дорожному строительству. Строительство дороги вокруг Перми – «Большая Пермь»и магистрали «Север – Юг» - стратегически важной для Пермского края дороги от Березников до Чайковского.
К слову сказать, дорожное строительство в Пермском крае лидирует по финансированию из бюджета. Так в 2007 году на цели, связанные со строительством, ремонтом и содержанием краевых дорог, было израсходовано более 8 млрд. рублей, в 2008 году - 8,8 млрд. рублей, а бюджет 2009 года предусматривает вложения в дороги на уровне 7,5 млрд. рублей (с учетом финансового кризиса!).
Размещение всего государственного заказа идёт через единственного заказчика – ГУ «Управление автомобильных дорог» (100%-й учредитель - Дорожное агентство Пермского края) посредством проведения, так называемых, открытых аукционов, о непрозрачности которых так часто говорит Президент России Дмитрий Медведев .Д ля «грамотного» распределения выделяемых на строительство дорог средств распоряжением губернатора Пермского края на должность руководителя Дорожного агентства во втором полугодии 2008 года назначена Елена Громова, ранее занимавшая различные посты в подразделениях, отвечающих за управление имуществом администрации Прикамья, а до прихода на государственную службу трудившаяся под началом Олега Чиркунова в структурах группы «ЭКС» и «СемьЯ».
Поставив систему распределения бюджетных денежных потоков фактически под свой контроль, губернатор поспешил объявить об увеличении темпов дорожного строительства в регионе и необходимости перераспределения бюджета развития края в пользу дорожной инфраструктуры.
Осенью 2008 года, сразу после того, как новый руководитель ГУ «Управление автомобильных дорог» госпожа Громова поменяла состав аукционной комиссии, стартовали массовые торги по освоению средств, выделенных на ремонт и строительство сети автомагистралей.
Результаты этих и последующих аукционов никого в Перми не удивили - ровно в 75% тендеров выигрывает один и тот же участник – открытое акционерное общество «Пермдорстрой», генеральным директором и реальным собственником которого через ООО «Уральская инвестиционно-строительная группа» (Urals Constructions или «ЮКОН») является близкий друг и соратник Олега Чиркунова Сергей Пантелеев.
ДЛЯ СПРАВКИ. Пантелеев Сергей Анатольевич, родился 18 ноября 1971 года, зарегистрирован по адресу г. Пермь, ул. Кирова, д. 230, кв.**, фактически проживает в личном частном доме в Орджоникидзевском районе г. Перми. По данным крайизбиркома, образование имеет лишь среднее общее.
В октябре 2008 года, зарегистрировавшись по денежному залогу, стал кандидатом в депутаты. Несмотря на поддержку со стороны Губернатора Чиркунова, а также ведение избирательной кампании в качестве кандидата «Единой России», Пантелеев был избран депутатом Заксобрания края при рекордно низкой явке избирателей – чуть более 9%. «Выборы» были фактически безальтернативными. Конкуренты Пантелеева были убраны с дистанции. Сначала из 5 трое получили отказы в регистрации. Были зарегистрированы лишь Пантелеев, а также кандидаты КПРФ и ЛДПР – они регистрировались автоматически как кандидаты парламентских партий, поэтому отказать в регистрации им просто не было никакой возможности. В Перми традиционно высока популярность ЛДПР и традиционно низок рейтинг КПРФ. И вот буквально за 4 дня до выборов в избирком поступает заявление кандидата ЛДПР Титова о снятии кандидатуры без объяснения причин. Впрочем, по закону объяснение причин и не требуется, и избирком исключает его из числа кандидатов. Когда журналисты через 2 дня попытались узнать у него причины, Титов заявил, что «не снимал кандидатуры с выборов» и бросил трубку (!). Так, у Пантелеева остался всего один «конкурент» - «молодой еще» (28 лет) кандидат непопулярной здесь КПРФ.
Во время кампании ряд СМИ сообщали, что Пантелеев нарушил избирательное законодательство Российской Федерации, скрыв наличие украинского гражданства. В ответ Пантелеев уверял, что получил российский паспорт в 2005 году и тогда же отказался от гражданства Украины.
После того, как в 2008 году Олег Чиркунов фактически лишился официального посредника в общении с «дорожниками» – председателя Правительства Пермского края Николая Бухвалова, ушедшего в отставку из-за обвинения в неуплате налогов в особо крупном размере, именно Сергей Пантелеев становится правой рукой губернатора в процессе установления специфических правил игры в дорожно-строительной отрасли области.
Напомним, новая инвестиционно-строительная группа под единым брендом «ЮКОН» появилась в Перми именно благодаря Олегу Чиркунову. Сегодня этот холдинг управляет ОАО «Пермдорстрой» и ОАО «Пермавтодор», а также ООО «Мострострой», ООО «13-ый отряд подводнотехнических работ», ООО «Подводспецстрой» и т.д. Де-юре, собственников у «ЮКОНа» двое – жена Сергея Пантелеева Людмила и бизнес-партнер Алексей Чикунов, однако фактически группой управляют сам господин Пантелеев, имея соответствующую поддержку губернатора.
И управляют, надо сказать, неплохо. В 2008 году на долю ОАО «Пермдорстрой» пришлось две трети областного дорожного заказа, выделенного на строительство, ремонт и реконструкцию региональных дорог – то есть свыше 6,6 млрд. руб. За первые 6 месяцев «кризисного» 2009 года структурами, входящими в «ЮКОН», освоено не менее 4 млрд. руб. бюджетных средств.
Стратегия, позволяющая «Пермдорстрою» успешно побеждать в бюджетных аукционах, проста. Общество подает заявку на участие в торгах одним из последних, как правило, заявляет наименьшую среди других участников сумму и, невзирая на рыночные реалии, торгуется на понижение до последнего. Как результат – выигранный тендер, подписанный контракт.
Затем начинается самое интересное. Фактически, сразу после подписания документов, сумма, объявленная на аукционе, начинается пересматриваться в сторону увеличения, путем заключения так называемых «дополнительных соглашений». То строительные материалы подорожали, то «незначительно изменилось» техническое задание, то геологическое изучение участка дороги указало «на необходимость пересмотра конструктивных решений»…
К сожалению, в нашем распоряжении пока нет самих копий дополнительных соглашений. Однако, согласно исполнению статей бюджета за 2008 год, касающихся строительства дорог, за изначально предусмотренные средства построено и отремонтировано плановое количество километров, экономия не достигла и 3%. А это значит, что как бы не понижалась цена на начальном аукционе, в итоге подрядчик, то есть подконтрольный властям «ЮКОН», своё из бюджета получал.
Как утверждают местные СМИ, на эти же бюджетные деньги г-н Пантелеев и избрался в депутаты: по данным крайизбиркома, именно из «Пермдорстроя» и ряда других строительных фирм шло финансирование его избирательной кампании.
При этом существенный объем строительных работ выполнялся не самим господином Пантелеевым, а различными субподрядными организациями, в том числе теми, которые не сумели в силу различных причин победить ОАО «Пермдорстрой» в конкурсных процедурах: «Пермской ДМПК», знаменитым «123 мостоотрядом», ЗАО «Уралсибспецстроем» и другими.
Интересно, что поклонник социальных сетей Олег Чиркунов, который в своем интернет-блоге с пафосом критикует нерадивых дорожников, не залатавших очередную дырку на дороге в центре Перми, молчит о «ЮКОНе». Не озабочен проверками соответствия заявленных и реально выполненных работ по строительству и реконструкции пермских дорог и заказчик – госпожа Пантелеева. Хотя, как утверждают специалисты, речь идет о причинении ущерба бюджету Пермского края на сотни миллионов рублей.
Так что на семейном ритейле свет клином не сошелся. Можно «выстроить потоки» - объявить кампанию региональных приоритетных проектов, выделить под них деньги и поставить на их распределении подконтрольных людей. А не хватит денег из бюджета края в период тяжелого экономического кризиса – Москва подкинет.
По материалам интернет-издания «Вокруг Инфо».