Как удалось узнать «Веку», подобный шаг правительства можно рассматривать как надежду государства на то, что первейшие топ-менеджеры России, умело ведущие свой бизнес, помогут государству улучшить управление госкомпаниями, находящимися в критической ситуации благодаря непрофессиональному ведению дел нынешнего руководства.
«Шереметьево» - второй по величине аэропорт России, и им полностью владеет государство. Сейчас он находится в критическом состоянии, а Михаил Прохоров как талантливый бизнесмен способен вывести госкомпанию из этого состояния. Речь идет не о том, что он будет работать на безвозмездной основе. Как любой предприниматель, он получит свою выгоду от собственных вложений и деятельности в управлении. Но все же, если его кандидатура будет одобрена, то Прохоров будет в этой должности как «коммерческое государево око». Вполне возможно, что он сможет поспособствовать тому, чтобы нынешнее руководство аэропорта оставило свои посты, так как на их плечах висит груз ответственности за сложившуюся ситуацию в компании», - прокомментировал «Веку» данную инициативу правительства независимый экономический эксперт Дмитрий Гаврилов.
Сам господин Прохоров заявил, что предложение войти в совет директоров ОАО «МАШ» (ОАО «Международный аэропорт Шереметьево») принял охотно, так как считает привлечение государством в качестве независимых директоров представителей бизнеса правильным трендом. При этом олигарх выразил готовность работать над повышением эффективности бизнеса «МАШ» и улучшением его корпоративной структуры.
«Мы давно говорили о необходимости менять чиновников на профессиональных независимых директоров, но привлекать к этой работе собственников крупных компаний не думали. Возможно, теперь в олигархах видят потенциальных инвесторов, но в этом случае может возникнуть конфликт интересов», - заявил экс-замминистра экономразвития, управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов.
«Видимо, государство доверяет Михаилу Прохорову наведение порядка в госкомпании. Тем более что он входит в пул олигархов, которые приглашаются на встречи с высшим руководством страны. Сейчас «МАШ» требует эффективного управления каждый день, так как в кризис бардак царит везде. Но, все же, государство или группы, которые стали за Прохоровым, да и сам бизнесмен решили пристальнее приглядеться к этому объекту», - отметил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Михаилу Прохорову при вступлении в новую должность придется во многом разобраться. На сегодняшний день, как заверяют аналитики, «Шереметьево» практически не развивается. Если по итогам 2008 года частный аэропорт «Домодедово» обслужил 20,4 млн. пассажиров, то услугами «Шереметьево» воспользовалось чуть более 15 млн.
Получается, что руководство крупнейшего международного аэропорта сознательно ведет убыточную политику, причем, такая политика бьет не по их карману, а по государственной казне.
«Государство долгое время оставалась безучастным к проблемам аэропорта, но кризис показал, что в каждой отрасли должны работать люди, способные противостоять разорению и банкротству предприятия в сложное время. На примере «Шереметьево» мы видим, что в госкомпаниях зачастую присутствует непрофессиональный подход к делу. Из-за того, что руководство «МАШ» вело политику в свою личную выгоду, аэропорт покинули две крупные компании – немецкая Lufthansa и венгерская Malev», - подчеркнул Гаврилов.
Напомним, что в этом году Lufthansa и Malev перевели свои рейсы из «Шереметьево» в Московский международный аэропорт «Домодедово». Как заявили «Веку» представители Lufthansa и Malev, уход компаний связан с «неправильной политикой руководства ОАО «МАШ», при которой создаются все условия для недобросовестной конкуренции».
Общепринято, что если руководство госкомпании ведет политику, которая дискредитирует государство, то таких чиновников смещают. Однако Совет директоров аэропорта «Шереметьево» продлил срок полномочий гендиректора Михаила Василенко до 2010 года.
Примечательно, что советником при гендиректоре ОАО «МАШ» Василенко состоит Андрей Савин, у которого не безупречная репутация, его прошлое богато криминальными связями с Коптевской преступной группировкой. Однако ему делается поблажка, так как родственница г-на Савина трудится в «Росавиации».
Семейственность в ОАО «МАШ» - главный фактор выживания. Вот, к примеру, у председателя аэропортовой комиссии Петра Кацывы в советниках числится первый заместитель министр транспорта правительства МО Александр Митусов, чья жена Наталья Весельницкая ведёт юридические дела «Международного аэропорта Шереметьево». Этот факт, видимо, играет немаловажную роль в том, что иски по отношению к ОАО «МАШ» подавать бесполезно.
Известны примеры открытого обличения коррупционного заговора руководства ОАО «МАШ». В 2008 году ОАО «Шереметьево-Карго» обратилось с открытыми письмами к президенту РФ, премьер-министру РФ и министру экономического развития РФ, в которых обвинило чиновников, входящих в Совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», И. Левитина, П. Кацыва, А. Митусова, а также супругу Митусова – адвоката Н. Весельницкую (представляющую в судах интересы губернатора МО и ОАО «МАШ»), в попытках рейдерского захвата крупнейшего в России авиационного грузового терминала.
Получается, что ОАО «МАШ» - это какое-то клановое предприятие, полностью ориентированное на извлечение прибыли для частных лиц. До сих пор многие предприятия жалуются на притеснения со стороны директоров аэропорта.
Вероятно, высшему руководству страны надоело получать постоянные жалобы на начальство аэропорта, и разобраться со всеми махинациями предстоит Михаилу Прохорову, который известен своей жесткой политикой в управлении предприятиями. По всей вероятности, олигарх не допустит, чтобы его инвестиции в ОАО «МАШ» перетекли в чьи-то руки, он ведь привык извлекать прибыль, а это, несомненно, приведет к тому, что управление госкомпанией будет кардинально обновлено, в связи с чем могут полететь головы тех, кто запятнал себя нечестным ведением бизнеса.